Лифты и санкции: подъёмная сила

АНАЛИТИКА

Санкции, уход или паузы иностранных игроков, сложности с логистикой и нестабильный курс валют могут замедлить темпы замены и установки лифтов в жилых домах и приостановить поставки для объектов коммерческой и жилой недвижимости. Однако дефицита лифтов и комплектующих, по прогнозам Минпромторга, всё-таки быть не должно было.

Как минимум, половина лифтов в двадцати двух российских регионах нуждаются в замене. Но находящиеся под санкционным давлением иностранные компании ещё в марте приостановили в Россию поставки лифтов и комплектующих, а 24 мая правительство РФ вообще запретило госзакупки пассажирских лифтов, произведённых в любых странах, кроме государств Евразийского экономического союза. Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, в свою очередь, неоднократно сообщал, что российские производители пока не могут полноценно заменить иностранных. В частности, потому, что высотность кабин отечественного производства ограничена 30-35 этажами, а скорость – в шесть раз ниже зарубежных образцов.

Однако главной проблемой в итоге могут стать запасные части для уже работающих в России лифтов иностранных брендов – их, по данным Национального лифтового союза, сейчас в стране более 60 тысяч. В итоге пока участники рынка пытаются наладить параллельный импорт деталей – заменить их российскими пока нельзя, а также ищут новых партнёров для покупки самих кабин.

Кстати

В 2021 году потребность российского рынка в лифтах составляла 46 тыс. единиц.  Тогда в России было смонтировано более 45 тыс. лифтов, 16% из них — лифты с завода OTIS в Санкт-Петербурге, еще 2% – лифты OTIS, ввезенные  из-за рубежа.

Источник: ассоциация «Российское лифтовое объединение»

Доля моя, доля

По оценкам Минпромторга, доля иностранных игроков на лифтовом рынке составляет примерно 30 %. 15% этого объёма сделаны в Беларуси, например, на заводе «Могилевлифтмаш». От 13 до 15 % - импорт из стран Евросоюза и США, включая Otis (США), KONE (Финляндия), TK Elevator (Германия), Schindler (Швейцария), Kleemann (Греция), Sodimas (Франция). «Первым на рынке РФ были финский концерн КОNЕ, который, собственно, никуда не уходил и из СССР, их лифты поставлялись на все значимые объекты в качестве репараций за Вторую мировую войну до 90-х годов, – вспоминает Александр Образцов, технический директор RD Management в сотрудничестве с подрядной организацией по обслуживанию лифтового оборудования ООО «ЭЛ ЭС». – И американский гигант Otis. Потом, в 2000-х, появились остальные игроки «большой четверки» - TK Elevator, Schindler. Разумеется, за 30 лет компетенции компаний менялись, кто-то был сильнее в эскалаторах, кто-то в лифтах, и наоборот. Некоторые компании пытались открывать в РФ совместное производство (как, например, попытка создать СП KONE-КМЗ), какие-то – локализовали сборку оборудования на территории РФ (ТКЕ). 2008 год сместил фокус поставок на продукцию китайского производства, и дальнейшая стоимость рубля заставляла смотреть в сторону азиатских лифтов упомянутых концернов». 

Otis и KONE прижились в российском сегменте торговой и жилой недвижимости класса B+ и выше, они давно в России, вкладывались в производство и имели мощности на территории России, соглашается Игорь Темнышев, региональный директор департамента управления строительными проектами Nikoliers. Всё остальную часть рынка – то есть порядка 70% – занимают российские игроки. Но и здесь всё не так просто: значительная доля этого объёма приходится на девелоперов, которые делают лифты исключительно под собственные или конкретные проекты. В частности, «МЭЛ» входит в группу компаний ПИК, мощность которого – примерно 3,2 тыс. лифтов в год. Однако назвать это полноценным импортозамещением пока также нельзя: многие комплектующие для производства лифтов в России закупаются в других странах.

Впрочем, в пресс-службе ГК ПИК в ответ на запрос СтроимПростоподчеркнули, что «МЭЛ» для производства лифтов использует всё-таки преимущественно отечественные комплектующие. Европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок. Около 40% оборудования МЭЛ поставляет сам ПИК, покрывая все проекты компании, а остальной объём – другим девелоперам по всей России. К 2024 году МЭЛ планирует увеличить выпуск лифтов до 5 тысяч в год: после ухода с рынка иностранных игроков интерес к лифтам компании очевидно возрос, сообщили в холдинге. В ПИК говорят также о запросе клиентов на разработку новых технических решений, в том числе – для объектов бизнес-класса. Такие проекты у холдинга уже есть – специалисты работают, например, над увеличением скорости лифтов с 2,5 м/с до 4 м/с.

Нерекламная пауза

Однако из-за прекращения поставок и остановки производства лифтов в России, например, на мощностях американской компании Otis в России уже с марта всё-таки начался масштабный дефицит оборудования. Помимо американцев, поставки прекратили и другие игроки – например, финская KONE и немецкая TK Elevator.

И хотя источники в той же Otis неоднократно подчёркивали, что на долю России приходится не более 2 % выручки, всего год назад в интервью Forbes топ-менеджеры игрока называли нашу страну «одним из самых крупных в мире рынков», ёмкостью в 40 тысяч единиц ежегодно.

Причём, в 2022-м, после окончания пандемии коронавируса, в американской компании определённо ждали роста. Однако в марте на фирменном сайте компания заявила, «что в свете последних событий и продолжающихся сбоев в цепочке поставок мы провели переоценку нашей работы в России. В результате мы не принимаем заказы на новые лифты и эскалаторы и пока не будем делать новых инвестиций в страну».

На момент начала февральских событий у Otis было в России два главных завода — в Щербинке (лебедки) и в Петербурге, на месте Ремонтно-строительного управления по техническому обслуживанию и ремонту лифтов № 3. Кроме того, старейший на рынке американский игрок, установивший первый лифт в России ещё в 1893 году в Зимнем дворце, владеет несколькими десятками филиалов в других регионах.  Пётр Харламов, глава Российского лифтового объединения уточнял журналистам, что доля Otis в 2021-м составляла примерно 15 % - 7, 3 тысячи из 45, 9 тысяч единиц (речь идёт о смонтированных и зарегистрированных лифтах – Ред.). В новом строительстве доля американского игрока всегда традиционно выше, чем в лифтах «под замену» - например, в Петербурге по итогам 2021 года Otis поставили для замены только 156 лифтов.

Otis преимущественно устанавливали в центральных районах Москвы и Петербурга в старом фонде с малогабаритными шахтами, а также в новых домах комфорт- и бизнес-класса. Кроме того, значительная часть приходилась на рынок коммерческой недвижимости, в том числе, торговые центры и бизнес-центры класса А. Алексей Белоусов, генеральный директор «Объединения строителей СПб» в интервью петербургским СМИ уточнял, что для конечного потребителя уход «иностранцев» в итоге – «потеря — но качественная, а не количественная».

Доля иностранных производителей на рынке высотного жилого строительства, коммерческой недвижимости, подавляющая – отечественные производители пока не в состоянии поставить на рынки высотное оборудование, оборудование высокого класса отделки и исполнения, соглашается Александр Образцов.

«Дефицит лифтов может коснуться жилья высокого класса и коммерческой недвижимости, где часто устанавливали дорогие лифты западного производства, – поддерживает Вадим Казберов, управляющий партнер компании ДНС. – Российские заводы пока не озвучивают планы серийного производства лифтов бизнес-класса. Но здесь вполне возможна замена на лифтовые кабины азиатских производителей, например, Китая и Южной Кореи». Однако, в итоге, по словам игроков, «придётся пожертвовать брендом» - и застройщики элитного жилья, скажем, к этому пока не готовы.

Запасный выход

От ремонта и обслуживания уже установленных лифтов западные компании, впрочем, пока не отказываются, сообщает Вадим Казберов. Так, «Мос Отис» и «Отис Россия» продолжают гарантийное и сервисное обслуживание по ранее заключенным договорам.

В свою очередь, KONE хотя пока и прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов (по данным Российского лифтового объединения, в 2021-м игрок занимал менее 2,5% российского рынка), но, по разным данным, остаётся на российском рынке. Однако, когда будут возобновлены поставки и контракты, неизвестно.

Встали на паузу и немцы: TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) также заявила, что бизнес в России «поставлен на паузу». Что касается швейцарской Schindler, то компания, по разным данным, исполняла заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. Однако принимает ли игрок новые заказы, неизвестно. На запросы «Строим просто» все четыре компании не ответили.

«Стоимость готовых лифтовых кабин от западных игроков не выросла – их теперь просто нет», - соглашается Александр Образцов.

Впрочем, для замены лифтов в жилых домах используются преимущественно лифты эконом-класса, указывает Вадим Казберов.  Это оборудование Щербинского лифтостроительного завода, Карачаровского механического завода, компании «Сиблифт» (Омск). Щербинский лифтостроительный завод (входит в группу компаний «Дом.РФ») занимает около 20% рынка. Всего же в России 20 заводов по выпуску лифтов. Гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко уточнял в интервью РБК в конце 2021 года, что завод планирует нарастить эту долю до 30–35%. Кроме того, для жилых домов эконом-класса используются белорусские лифты «Могилевлифтмаш». Есть и планы по запуску новых заводов. «Татлифт», например, уже в 2023 году планирует начать выпуск лифтов под Казанью. «Заменяются обычно устаревшие советские лифты, с чем успешно справляются российские производители лифтов, - соглашается Александр Образцов. - Основные сложности с комплектацией оборудования – на 30-40 % в наших лифтах всё-таки используются импортные комплектующие, такие как электромеханическая часть, лебедка, частотные преобразователи. И санкции здесь ни при чем – те же Шнайдер Электрик и Данфос, КЕБ – просто покинули российский рынок – оставив нас без комплектующих (если быть точным - без прямых поставок). Самый острый дефицит пока в области электромеханики (Шнайдер, АББ и т.д.) – азиатские поставщики не готовы поставлять столько же надежную продукцию в такой широкой гамме – приходится заниматься поисками новых путей поставки. Сейчас мы срочно ищем пути параллельного импорта из Китая, Турции – это касается комплектующих и запасных частей».

Вадим Казберов соглашается: дефицит уже сейчас есть, в частности, с лебёдками, которые в России производит Щербинский лифтостроительный завод, то самое совместное предприятие с OTIS. А также – вся микроэлектроника: микропроцессоры, контроллеры. Эти комплектующие завозятся из стран Юго-Восточной Азии – чипы для лифтов в России, например, вообще не делают, их завозят в основном из Тайваня и Китая. Однако спрогнозировать поведение игроков из этих стран на фоне санкционных войн также невозможно.

Впрочем, ситуация пока всё же далека от критической. По словам Александра Образцова, запасных частей на складах поставщиков хватит, как минимум, до конца года, логистика поставок изменилась хотя и кардинально, но параллельный импорт в этой сфере был максимально развит. Однако логистика из Европы закрыта, сложное оборудование осталось практически без запасных частей. В итоге к осени эксперт ожидает кратное подорожание некоторых деталей. К примеру, контактор Шнайдер на лифт КОНЕ, который стоил 14 000 руб., уже сейчас стоит 63 000 руб, а срок поставки увеличен до 8-10 недель.

Раз сложилась ситуация

Стоимость отечественной продукции в целом выросла с прошлого года примерно на 30% – из-за высокой доли комплектующих из Европы и Азии. Цены на лифтовые кабины – как минимум, на 25-30%, подсчитывают собеседники «Строим просто». 

«И к осени-зиме мы увидим острую нехватку лифтов для строящихся проектов – взять их просто негде, отечественное оборудование не может заместить импорт даже в малом объеме, ни по качеству, ни по комфорту поездки, - убеждён Александр Образцов. - Я возлагаю большие надежды на турецкие лифты (опять же большинство из них собрано из стандартных компонентов), но они очень ограничены по возможностям и технологиям. Какие-то типовые проекты можно заместить приличным качеством оборудования – но, конечно, не бизнес-класс и выше».

В связи с прекращением работы Otis и Kone, многие застройщики переключились на бренды Steimberg, Mitsubishi, Sigma, Kleemann, но это мера больше «паническая» и краткосрочная, а не стратегическая, указывает Игорь Темнышев. По его словам, проблемы с поставками и «политические качели» вообще не позволяют строить «в долгую» партнерские отношения с компаниями из «недружественных стран». «Но вот на Дальнем Востоке, например, гораздо шире присутствие китайских производителей, – напоминает эксперт. – Конечно, были предложения на переориентацию импорта в сторону Китая и Турции, но китайского производителя хотят далеко не все — как минимум, потому, что в связи с ковидом и логистическими проблемами, сложно планировать период доставки. Всем ясно, что ставку надо делать на отечественное производство, тем более, мощности и ресурсы есть».

Однако с массовой заменой производителей проблем несколько. Первая – вся жилая и коммерческая недвижимость в России проектируется из расчета на определенные лифты, поэтому игрокам придётся заниматься перепроектированием. Во-вторых, как уже говорилось выше, в России пока не выпускаются серийно скоростные лифты (скорость более 2,5 м/с), недостает мощностей по производству лифтов бизнес-класса, к тому же, и в них 5–20% импортных комплектующих. Лифты новых производителей, кроме того, надо сертифицировать. «В общем, при большом желании можно собрать лифт любого качества и ценового сегмента из импортных компонентов, - полагает Александр Образцов. – Разумеется, он будет чуть дороже – штучное всегда дороже.  Но вот что касается импортозамещения российскими комплектующими – ситуация такова, что создать копию приличного качества сейчас намного дороже, чем купить в Китае и привезти сюда. Лично я считаю, что импортозамещение в лифтах, равно как и везде, - это утопия, учитывая уровень инженеров, оборудования и доступности сырья».

Александр Галстян, генеральный директор ЖК «Заречный квартал»:

- У нас лифты еще не выбраны. Концепция предполагала установку лифтов KONE, одного из лидеров индустрии. Однако сотрудничество с поставщиком было приостановлено. С целью найти производителей, отвечающих высоким требованиям класса проекта, нами был проведен альтернативный и более обширный тендер по выбору поставщика. Среди фаворитов можно выделить Kleemann – известный на российском рынке бренд, предоставляющий продукцию хорошего качества. Kleemann – немецкая компания, но производственные мощности находятся в Греции, Сербии и Китае, то есть перебои с комплектующими в будущем исключены. Дополнительно мы изучаем азиатский рынок и рассматриваем новые цепочки поставок европейского оборудования, проводим переговоры с различными поставщиками, производителями и формируем шорт-лист потенциальных партнеров. Например, в регионах Сибири и Дальнего Востока широко представлены китайские производители. Однако опыта работы с ними у нас не было. Для более близкого знакомства с этими компаниями мы планируем «тест-драйв»-тур в эти регионы в самое ближайшее время. После детального изучения всех возможных вариантов, сможем принять окончательное решение.

Бизнес без акцента

Запрет закупок лифтов иностранного производства для госстроек продолжает вынуждать российских девелоперов инвестировать в сегмент. В частности, компания «Садовое кольцо», строящая в ряде регионов России, выкупила в Подмосковье за 1,3 млрд руб. лифтостроительный завод, принадлежавший обанкротившейся группе СУ-155. ГК «Садовое кольцо» строит жилье в Татарстане, Башкортостане и Подмосковье: по данным игрока, общий портфель проектов девелопера составляет 1,3 млн кв. м. «В наследие от Советского Союза нам достались крупнейшие заводы: Карачаровский механический завод, Щербинский лифтостроительный завод и Могилёвлифтмаш, - перечисляет Игорь Темнышев. – Эти производства могут перекрыть до 80% спроса, но на 20% спроса для уровня бизнес-класса требуется время. Основные отличия отечественных лифтов от Otis и Kone – это невозможность монтажа в здания выше 110 м (42 этажа), скорость 2м/с против 12 м/с, плавность хода, уровень шума и т. д».

Нужные лифты всё-таки продолжают поставлять, через параллельный импорт, что и вызывало задержки, резюмирует Михаил Каплун, директор департамента управления проектами строительства и внутренней отделки помещений CORE.XP. Цены же растут и будут расти, но проблема не только в этом – увеличиваются сроки поставок, нарушена вся логистическая цепочка, соглашается Юрий Филиппов, директор «НТЦ Эффективность». В этих условиях выход из строя даже одного из элементов инженерной инфраструктуры может привести к полному простою производства. «Это глобальный вызов для всей девелоперской отрасли, - констатирует он. - Добавим рост цен на строительные материалы, рабочую силу и энергоносители. В итоге с точки зрения всего цикла жизни объекта одним из базовых запросов ближайшего времени становится надежная эксплуатация с минимальными затратами: появляются интересные российские разработки, позволяющие повысить качество управления без больших вложений в IT-инфраструктуру. Такие проекты позволяют собирать и анализировать массив больших данных на базе технологии индустриального интернета вещей, и на этой основе создавать цифровые двойники объектов недвижимости. Получая телеметрические данные, нейронная сеть изучает все факторы, влияющие на работу инженерных систем, и выявляет типичные закономерности, она способна мгновенно обнаруживать любые аномалии». 

В Национальном лифтовом союзе же прогнозируют, что для получения полного аналога иностранных комплектующих, электроники и т.д. «потребуются годы в лучшем случае и господдержка, как обязательный фактор». В свою очередь, рост цен до конца года оценивают, как минимум, в 70–80 %.

Вадим Иванов

Поделиться: