Организация проектной деятельности в соответствии с ФГОС и стандарты нового поколения
08.09.2016

Важность проектной и исследовательской деятельности в современном мире сложно переоценить. Проведение таких работ и получение новых навыков становится ключевым фактором успеха для учащихся, ведь в процессе самостоятельной работы развивается интеллект, работает воображение, активируется творческая составляющая. Кроме того, сам образовательный процесс становится более интересным и полезным для ученика.
О каких требованиях ФГОС в плане проектной и исследовательской деятельности стоит знать? Для каких целей созданы существующие стандарты? В соответствии с какими правилами и в каких условиях должен быть организован учебный процесс?
Содержание страницы:
Что такое ФГОС?
Перед рассмотрением тонкостей организации интересующей нас деятельности, стоит разобраться непосредственно с ФГОС и принципами, которые положены в их основу. Под аббревиатурой ФГОС скрываются федеральные государственные образовательные стандарты. Последние представляют собой определенные требования в отношении образовательных программ в начальных, средних и высших заведениях.
К главным задачам упомянутых стандартов стоит отнести обеспечение:
- Общности сферы образования в РФ.
- Плавности перехода между образованием разного уровня – начальным, средним, техническим и прочим.
В конце 2007 года был разработан федеральный закон под № 309. В нем нашла отражение структура нового стандарта, а также требования, предъявляемые к учебному процессу касательно организации проектной деятельности. В частности, приведены требования:
- К структуре программы образования – ее объемам и особенностям.
- К условиям реализации запланированной программы. Здесь же отдельное внимание уделяется бюджету, техническим и материальным условиям.
- К результату освоения материала в рамках программы, направленной на ведение исследовательской и проектной деятельности.
В чем особенности ФГОС нового поколения?
Для начала стоит рассмотреть, в чем особенности стандарта нового поколения. Так, главным отличием новых правил является изменение результатов, которые должны быть получены после завершения работ. При этом главным инструментом в руках преподавателя являются учебные мероприятия или специальные программы. Кроме того, согласно новым стандартам по организации деятельности (исследовательской и проектной) на первые роли выходит системно-деятельностная методика. Одним из вариантов реализации нового подхода считается проектная деятельность.
Как видно из описанных выше особенностей, суть проектной деятельности в период обучения тесно переплетается с новой структурой ФГОС. При этом каких-либо кардинальных изменений сделано не было.
Какие навыки можно разработать посредством такой деятельности?
Чтобы разобраться в конечных результатах выполненной работы в рамках запланированной программы, стоит понимать сущность последней. Так, проектная и исследовательская работа – это комплекс мероприятий, которые ученик выполняет самостоятельно. При этом качественным считается тот проект, который выполнен с обязательным планированием работы и контролем полученных результатов.
Что касается цели такой деятельности, то здесь на первый план выходит создание новых действий для учащегося и его всестороннего развития. При этом для обучающегося лица открываются следующие перспективы:
- Возможность своими силами проводить обучение, ставить цели и реализовать их с помощью лично выбранных средств и методик. Кроме того, в условиях обучения можно держать под контролем процесс выполняемых работ и проверять текущие результаты.
- Шанс развиваться как личности и получать возможности для самореализации. Благодаря такой работе человек получает необходимые в жизни навыки при решении сложных задач посредством общения с другими (даже более взрослыми) коллегами.
- Обеспечение лучшей усвояемости знаний и реализации задуманных планов. В результате регулярной работы появляются необходимые навыки и умения, расширяющие спектр знаний.
К положительным факторам исследовательской и проектной деятельности стоит отнести:
- Повышение уровня мотивации, что в рассматриваемом секторе считается одним из главных критериев успеха.
- Развитие способностей в секторе творчества.
- Смещение акцентов от инструментального к техническому подходу.
- Создание столь важного чувства ответственности у начинающих специалистов.
- Организация условий, которые идеально подходят для обучающего процесса и взаимодействия ученика и учителя.
Отдельно стоит выделить личностные качества, которые формируются при реализации процесса:
- Повышение общей самооценки, появление уважения и точное определение будущих целей.
- Появление таких положительных качеств, как настойчивость и целеустремленность.
- Обучение навыкам ведения диалога, умению обсудить сложившиеся обстоятельства с партнером в рамках реализации проекта.
- Устранение страха при выступлении перед большой аудиторией.
- Способность лично принимать решение, сотрудничать с другими людьми и составлять планы выполнения работ.
- Получение требуемых навыков в организации работы и рационального использования временных рамок.
Главным принципом в организации исследовательской, а также проектной деятельности является опережение в развитии школьников, а также полноценное ознакомление с предоставляемым материалом.
Классификация проектов
В процессе реализации замыслов в плане обучения стоит учесть разнообразие проектов. Они бывают нескольких видов:
- Исследовательские – проекты, которые по структуре схожи с научно-исследовательской работой.
- Творческие. Здесь решение задач происходит в условиях, когда перед обучающимся человеком нет четкой структуры. Все, что у него есть при выполнении работ – конечный результат, которого необходимо достигнуть в процессе деятельности. При этом работа ведется в соответствии с планом, который и составляет обучающееся лицо.
- Игровые (ролевые). Особенность здесь – принятие участникам на себя определенной роли, которая позволяет решить поставленную задачу.
- Информационные. Суть таких проектов – в сборе требуемых данных о том или ином объекте. Кроме того, информация должна быть не просто собрана, но и обобщена,проанализирована. Зачастую работа выполняется в условиях сжатого времени.
- Проектно-ориентированные. Главное отличие таких проектов – четкая обозначенность результата с самого начала выполнения работ. При этом результат в обязательной степени должен быть ориентирован на интересы участников. Главные требования к такому проекту – четкая структура, определение функций каждого участника, способность делать выводы по факту выполненной работы.
Отдельно стоит отметить, что проекты могут различаться и с учетом продолжительности их реализации. В соответствии с действующими нормами можно выделить следующие категории:
- Проекты краткосрочного типа. Их особенность – реализация поставленной цели в небольшой временной промежуток.
- Проекты долгосрочного типа. Такие задачи нуждаются в длительном наблюдении, проведении ряда экспериментов, в сборе данных. Кроме того, долгосрочные проекты часто реализуются коллективно, с привлечение группы обучающихся.
Тонкости организации
Процесс организации проектной и исследовательской деятельности проходит в несколько этапов:
- Подготовка к реализации проекта.
- Планирование будущей работы, распределение обязательств, выявление источников информации. На этом этапе участниками должен быть выработан четкий план действий.
- Процесс проведения исследования под руководством наставника (если он присутствует).
- Получение результатов и их анализ, выводы. Здесь важно дать полную свободу действий человеку, позволить раскрыться его фантазии, основанной на реальных знаниях.
В завершение стоит выделить важность оценки проекта, которая отражает, насколько участник или несколько участников справились с поставленной задачей, правильно ли организован процесс, не допущено ли грубых ошибок в процесс деятельности.
Источник: СТРОИМ ПРОСТО