Государственный строительный надзор: регламент и порядок
16.11.2017

При выполнении мероприятий по возведению или реконструкции объектов важно знать, что такое государственный строительный надзор, каков его регламент и порядок. Ниже рассмотрим особенности проведения проверок, какие уполномоченные органы их проводят, где можно узнать результаты проведенной работы, и в каких случаях строительный надзор не производится. Понимание этих вопросов поможет правильно организовать процесс, избежать проблем в процессе строительства и ввода здания в работу.
Содержание страницы:
Что такое государственный строительный надзор?
Госстройнадзор — комплекс мероприятий, которые направлены на проверку разрешительной документации, правильности выполнения работ и соответствие применяемых материалов имеющемуся проекту и смете. Подобная инспекция производится в следующих случаях:
- Строительство сооружений или зданий, которые относятся к объектам капстроительства. В такой ситуации проект подлежит обязательной и детальной проверке, за которую берутся уполномоченные органы.
- Реконструкция (восстановление) объектов капстроительства, в том числе выполнение мероприятий, направленных на сохранение зданий культнаследия. Особенность таких работ в том, что они затрагивают параметры надежности и конструктивные узлы сооружения, а на выполнение мероприятий имеется проектная документация. Имеющийся проект подлежит обязательной экспертизе.
Объекты проверки
Государственный стройнадзор производится в отношении:
- Соответствия используемых материалов и выполняемых работ в процессе возведения или реконструкции объекта, а также соответствие результатов подобных мероприятий информации, заявленной в проектной документации и требованиях техрегламента. Производится контроль по факту энергетической эффективности, а также достаточности оснащенности сооружения приборами учета.
- Разрешения на строительство. Работы по реконструкции или возведению здания должны производиться при наличии разрешительной документации.
- Выполнения требований действующих норм, правил и законов в сфере строительных работ.
Объекты проверки зависят от видов выполняемых мероприятий:
- В процессе строительства отдельное внимание уделяется подготовке надела земли, где планируется выполнение строительных работ. Контролируется процесс подготовки к земляным работам, установке фундамента, наземных и подземных конструкций, инженерных или технических сетей.
- В процессе реконструкции — выполнение требований в отношении подготовки сооружения для восстановительных работ, проведение мероприятий, направленных на монтаж или усиление конструкции (фундамента) объекта, изменение его параметров или частей, а также качества технического и инженерного обеспечения.
- В процессе капитального ремонта — выполнение требований в отношении работ, направленных на подготовку сооружения для ремонта и восстановления, в том числе усиления фундамента, а также замене элементов различных конструкций.
Органы контроля
В различных условиях государственный строительный надзор уполномочены производить различные органы:
- Государственные структуры исполнительной власти, которые имеют право на выполнение работ в сфере строительного надзора при возведении или реконструкции объектов, прописанных в ГрК РФ (ст. 6, п.51).
- Иные государственные органы исполнительной власти, назначаемые указом Президента РФ. Такие структуры назначаются для проведения строительного надзора в процессе возведения или реконструкции сооружений в экономической зоне РФ, во внутренних водах, на участках с охраняемыми пробными территориями, на континентальном шельфе России и в других специальных регионах.
- Федеральные органы, осуществляющие государственно управление при выполнении работ, связанных с разработкой, созданием и утилизацией оружия и установок ядерного назначения. Именно эти структуры контролируют реконструкцию или строительство ядерных объектов.
- Органы исполнительной службы субъектов РФ, которые уполномочены на выполнение мероприятий по стройнадзору при реализации задач по реконструкции или возведении объектов капстроительства, указанных в ГрК РФ (ст. 54, ч.3)
Порядок проверок
Упомянутые органы, уполномоченные для выполнения строительного надзора, пользуются общим порядком выполнения таких работ. Контроль производится с момента, когда орган государственного стройнадзора получил информацию о начале возведения или реконструкции объекта, до дня выдачи заключения о соответствии готового здания действующим нормам и требованиям.
Мероприятия по проведению проверок — задача должностных лиц органа госстройнадзора на базе соответствующего приказа или распоряжения. Документы, которые оформлены или получены в процессе строительного надзора, должны быть включены в специальное дело (формируется уполномоченной структурой).
Государственный стройконтроль проводится в следующих случаях:
- Застройщик или заказчик проинформировали уполномоченный орган об окончании работ, которые должны быть проверены.
- Заказчик или застройщик передал извещение о появлении аварийной ситуации на объекте капстроительства.
- При обращении органов региональной службы (местного самоуправления), государственной власти, юридических или физических лиц.
После поступления информации о старте строительных работ, контролирующий орган (департамент, комитет) в течение 7 дней разрабатывает программу по проведению проверок этого объекта. В документе указывается следующая информация:
- Название работы, которая должна быть проверена.
- Предмет и время, когда планируется выполнение надзорных мероприятий.
- Приблизительные временные затраты на выполнение проверочных работ.
- Прочая информация, которая необходима для выполнения работ.
Программа оформляется в 2-х экземплярах. Один остается в органе строительного надзора, а второй отправляется заказчику или строительной компании.
В процессе государственного стройнадзора выполняется следующая работа:
- Рассматриваются документы, которые связаны с проведением мероприятий на площадке. К этой категории относятся работы в отношении строительных конструкций, отделки, инженерно-технического обеспечения, использования различных изделий и материалов.
- Проводится детальный осмотр выполняемых мероприятий и применяемых стройматериалов.
- Оформляются результаты проверки.
- Проводятся необходимые действия, которые направлены на привлечение нарушителей к административной ответственности.
Как узнать результаты проверки?
Государственный строительный надзор всегда завершается оформлением акта. Именно этот документ является основной для последующей выдачи предписания по устранению выявленных недостатков. В акте прописывается следующая информация:
- Особенности нарушения.
- Ссылка на нормативную документацию, проект или технический регламент, нормы которого были нарушены в процессе выполнения работ.
- Сроки устранения выявленных недостатков.
По законодательству строительный процесс может быть остановлен на определенный срок. Предписание и акт оформляются в двух вариантах. Вместе с актом передаются полученные в процессе проведения надзора документы (если они имеются).
Первые экземпляры заполненного предписания и актов, а также копии этих бумаг отправляются строительной компании, подрядной организации или заказчику (здесь все зависит от того, кто является ответственным лицом). Вторые экземпляры остаются в уполномоченном управлении стройндазора. Если нарушения отсутствуют, итоговое заключение указывается в специальном или общем журнале.
После получения результатов проверки из упомянутых документов компания устраняет выявленные дефекты и оповещает об этом контролирующий орган в срок, который установлен соответствующим предписанием. Если застройщик не выполняет обязательства и не устраняет выявленные дефекты в оговоренный период, он привлекается к ответственности. Такие случаи имеют место на практике, и судебные органы при подтверждении нарушений занимают сторону соответстующих органов.
Что не является предметом государственного строительного надзора?
В статье 49 ГрК РФ прописано, что государственная экспертиза готового проекта в отношении строительства или реконструкции здания проводится не всегда. В этой работе нет необходимости в отношении следующих объектов:
- Жилищного строительства, а именно жилых домов, которые имеют высоту до 3-х этажей. Сооружение должно быть выполнено в виде блочной или индивидуальной конструкции.
- Отдельно стоящие сооружения, которые имеют высоту до 2-х этажей и площадь до 1 500 кв. метров. Речь идет о недвижимости, которая не предназначена для проживания людей и организации производственной деятельности. Исключением являются только технически сложные, уникальные или особо опасные сооружения.
- Объекты, при возведении и восстановлении которых нет нужды оформлять разрешение на строительство.
На указанных выше объектах в проведении государственного строительного надзора нет необходимости. Это касается всех видов работ, в том числе восстановления, капитального ремонта и строительства.
Стоит отметить, что отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов характерно только для тех объектов ИЖС, которые имеют высоту до 3-х этажей, и лишь в той ситуации, когда здания строятся без применения типового проекта или его модификации.
Итоги
Работы по строительству, капремонту или реконструкции того или иного сооружения, относящегося к объекту капстроительства, всегда заканчиваются итоговой проверкой органа государственного стройнадзора. Такие работы проводятся в срок до семи дней со дня получения от заказчика (строительной компании) информации о завершении мероприятий по строительству, капитального ремонта или восстановления.
В процессе работ контролирующие органы следуют действующему порядку, но сама проверка имеет ряд особенностей. В частности, выполняется визуальный осмотр всего объекта (в полном объеме), а также проверяются все акты (извещения или предписания) по устранению найденных дефектов.