Государственное муниципальное строительство и особенности проведения экспертизы
24.08.2016

Вопрос государственных и муниципальных программ, касающийся капитального строительства, всегда вызывал массу споров и домыслов у участников процесса. В частности, не всегда понятно, как проводится муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, каковы обязанности предприятия, участвующего в процессе, и в чем особенности экспертизы проектов местных программ капитального строительства. Ниже рассмотрим, как проводится проверка подобной собственности, о каких правовых особенностях стоит помнить, а также насколько важно соблюдение нормативно-правовых актов при выполнении таких работ.
Проверка программ, касающихся освоения леса
Нормативно-правовые акты, действующие сегодня в отношении лесного законодательства, ориентируются на ряд принципов. Наиболее важный из них – грамотное управление лесным хозяйством, а также сбережение потенциала лесных массивов. При этом мало внимания уделяется полезным функциям лесов (водоохранным, санитарно-гигиеническим и прочим).
Кроме того, управление лесным хозяйством должно осуществляться с учетом нужд людей, а именно возможностей оздоровления организма. Также должен быть учтен еще ряд моментов:
- Применение государственной собственности с позиции экологического значения.
- Обеспечение применения лесов для покрытия потребностей (нужд) общества. Для решения этих задач хозяйство должно использоваться с позиции рациональности и непрерывности использования ресурсов.
- Повышение качества массивов, снижение объема вырубки деревьев, направляемых на строительство. Для этих целей может потребоваться создание специальных государственных программ. Важно, чтобы в процессе внедрения планов присутствовала антикоррупционная составляющая, из-за которой могут тормозиться многие нововведения.
- Воспроизведение лесов. Государство должно поддерживать предприятия, деятельность которых направлена на озеленение, посадку и рост продуктивности уже существующей лесной собственности. Одновременно с этим должно контролироваться соблюдение правовых актов в этом секторе.
Главным документом в вопросе лесного планирования считается лесной план, в котором четко выделяются цели и задачи предприятия и планируемые мероприятия, направленные на развитие государственной лесной собственности. Еще один ключевой документ – регламент лесничества, в котором рассматриваются природоохранные вопросы и проблемы воспроизводства массивов. Такой регламент должны чтить и соблюдать предприятия и организации, занимающиеся вопросами воспроизводства, охраны, также реализации программ, направленных на развитие сектора и покрытия текущих нужд граждан.
Лица, которые получают участок леса в пользование, должны предоставить проект освоения лесов. Последний, в свою очередь, подлежит обязательной экспертизе, проводимой уполномоченными органами – госвласти или муниципального управления. Работа должна вестись с четким соблюдением условий действующих правовых актов, стандарта оценки, а также при условии отсутствия антикоррупционной составляющей.
Главная цель осуществления проверки – оценить, насколько составленный проект соответствует действующему регламенту, условиям существующих правовых актов, лесному плану и особенностям рационального применения.
В процессе оценки государственной собственности должны быть собраны специальные комиссии, в состав которых должны быть включены эксперты в соответствующих областях. Кроме этого, в комиссию включается и два человека, представляющих общественные объединения, что гарантирует более эффективное управление, контроль законности и учета текущих нужд населения.
Если после обсуждения выдано отрицательное заключение, то реализация программы освоения лесов приостанавливается до устранения недостатков. Особенно это актуально при постановке задач в секторе капитального строительства.
Период, в течение которого действует положительное заключение, выдается на срок освоения государственной собственности. Если предприятие вносит дополнения и корректировки в проектную документацию на строительство, то требуется повторная оценка проекта на факт соответствия требованиям законодательства.
Стоит отметить, что многогранность формирования комиссии при оценке проекта вызвана желанием снизить антикоррупционную составляющую, упростить процесс управления, повысить шансы учета нужд людей в процессе реализации проекта.
Муниципальная программа и особенности ее экспертизы
Местные программы в секторе капитального строительства также требуют проведения экспертизы. Главные задачи состоят в проверке:
- Соответствия содержания проектной документации нормам действующих правовых и других актов.
- Корректности анализа существующей на момент начала строительства ситуации, а также факторов, влияющих на этот процесс.
- Правильности ожиданий в отношении будущих итогов и параметров, которые достигаются в результате реализации государственной (муниципальной) программы.
- Полноты задач, предусмотренных для реализации программы, а также достаточности предусмотренных мероприятий.
- Обоснованности потенциальных затрат на строительство и их соответствие текущим нуждам.
- Качества управления на этапе взведения объекта на участке, находящемся в собственности застройщика.
Экспертиза – обязательная процедура для государственных и муниципальных программ, а также проектов внесения корректировок в уже существующие программы. При правильной организации учитываются антикоррупционная составляющая, особенности управления на этапе реализации проекта, четкость соблюдения требованиям правовых актов и учет текущих нужд в конкретном секторе. Чем точнее оценивается предприятие, тем меньше проблем возникает на этапе последующей реализации программы.
В ряде случаев может потребоваться и проведение дополнительной экспертизы. Это возможно в случаях, когда у участников на руках недостаточно бумаг и данных для выдачи положительного решения. При этом разрешение со стороны государственных предприятий (уполномоченных для проведения проверки) выдается в том случае, когда замечания по отношению проекта отсутствуют, а именно – нет фактов нарушения права собственности, соблюдаются нормы правовых актов и отсутствуют прочие замечания к объекту капитального строительства и самой государственной программе.
Но и это еще не все. В дополнительной экспертизе может появиться необходимость в случае, когда были внесении корректировки в параметрах программы, а сама документация уже получила одобрения со стороны соответствующих органов.
Не менее важный момент – требования, которые предъявляются к предприятию в процессе проведения экспертизы, четкости выполнения программы и подтверждения право собственности. В частности, объем проверки напрямую зависит от представителя комиссии, который осуществляет управление процессом и несет ответственность за проведение необходимых мероприятий.
Также анализируются сроки подготовки, текущие нужды (соответствие им), факт соблюдения правовых актов, достаточность приведенных предприятием материалов и так далее. Если в этом есть нужда, то ответственное лицо отдельно указывает на важность устранения определенных недостатков, имеющих место при выполнении работ. Такое управление позволяет избежать ошибок.
В процессе выставления экспертной оценки изучаются следующие моменты:
- Насколько цели программы соответствуют нуждам и способствуют решению текущих проблем.
- Учитываются ли предприятием мероприятия, направленные на развитие социально-экономического развития.
- Насколько четко сформулированы цели и задачи, покрываются ли текущие нужды.
- Соблюдаются ли права собственности, а также предложены ли антикоррупционные меры при реализации программы.
Также уделяется внимание обоснованности промежуточных результатов (планов), актуальность источников финансирования, соблюдения требований действующих актов и так далее.
Источник: СТРОИМ ПРОСТО