Андрей Алексейчук, старший юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и партнеры», рассказал о том, что сейчас происходит в сфере правового регулирования больших данных.

Законодательство в этой части развивается в трех глобальных направлениях.

  • Во-первых, реформируется законодательство о персональных данных. В результате, усиливается роль органов государственной власти, а на операторов возлагается большее количество обязанностей и ограничений, в первую очередь, бюрократических.
  • Во-вторых, в ряде отраслей допускается существенное смягчение или освобождение от соблюдения правового регулирования, связанного с обработкой данных — речь о так называемых «экспериментальных правовых режимах». Соответственно, отдельные участники рынка, вошедшие в такой режим, могут под контролем государства получить преимущества перед всеми остальными.
  • В-третьих, развивается антимонопольное регулирование в сфере больших данных. Необоснованный отказ владельца больших данных в предоставлении доступа к ним или злоупотребление этими правами может рассматриваться как недобросовестная конкуренция.

По сути, сейчас есть три основных закона:

  • закон о персональных данных, регулирующие отношения, связанные с обработкой персональных данных человека,
  • закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, регулирующий вопросы накопления и обработки данных в целом,
  • закон о защите конкуренции, препятствующий злоупотреблению со стороны владельцев больших данных.

Экспериментальные правовые режимы (песочницы) регулируются отдельными законами и принятыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Если оценивать правовое регулирование, то, мне кажется, что мы идем по условному «китайскому пути».

Проекты, связанные с накоплением, обработкой и хранением больших данных будут выстраиваться, в первую очередь, вокруг государственных информационных систем, а взаимный обмен и обогащение этих данных будет происходить под контролем государства.

Уже сейчас почти во всех сферах сервисы, идентифицирующие граждан, обязаны подключиться к государственной Единой системе идентификации и аутентификации. Использование биометрии, в свою очередь, может осуществляться только в рамках Единой биометрической системы – тоже государственной. Условные обычные горожане, с одной стороны, будут испытывать удобство от того, что их данные хранятся в одном месте и по понятным правилам, а с другой — неудобство из-за того, что государство и привлеченные им частные компании все про граждан знают.