Российский бизнес продолжает разворачиваться – и речь давно идет не только и не столько о востоке, собственно, географическом, но обо всем, что не Европа, США, Канада и Австралия, включая страны Африки и Латинской Америки. Правила игры здесь не просто другие, чем в случае с «коллективным западом» - игроки называют условный восток «другой планетой». Вадим Казберов, управляющий партнер компании ДНС, рассказал о логистических отношениях России с странами Востока.

Количество заявлений о совместных проектах российского государства и бизнеса с «дружественными» (и, очевидно, почти всегда не западными) странами за последние полгода впечатляет. С одной стороны, и у страны вообще, и у предпринимателей в частности, вообще осталось не так много вариантов. С другой, это не просто другие рынки и культура ведения бизнеса (а зачастую, как с некоторыми становящимися теперь важнейшими партнёрами странами Африки и Латинской Америки, – по российским меркам, и её полное отсутствие). Это и другие деньги, логистика и т.д. Но, похоже, трудности никого не пугают, и все готовы «вписываться» во всё, что даёт сегодня возможность выжить и пережить.

Размах впечатляет: только за последние пару месяцев, например, президент Киргизии Садыр Жапаров предложил странам Центральной Азии и РФ создать единую систему обеспечения продовольственной безопасности; в порту Оля – построят рефрижераторный терминал, рассчитанный на прикаспийские страны, и до конца 2023 года там примут первые контейнеры из Ирана (и транзитные из Индии). Россия собирается строить в Иране даже новые линии железных дорог с привычной для себя колеей 1520 мм (сейчас дороги там используют узкоколейные линии европейского стандарта 1435 мм).

Это неудивительно: ситуация с логистикой для российского бизнеса по-прежнему остается сложнейшей: Европа практически полностью перекрыта, очереди на грузинской границе исчисляются неделями, а любая логистика «с запада» взлетела в цене в несколько раз – и это при том, что де-факто могут вообще ничего не доставить.

На Дальнем Востоке торговые суда стоят неделями, а порт загружен настолько, что иногда корабли приходится отправлять обратно в место перегрузки – коллективное «идём на восток» оказалось намного сложнее, чем думали даже те, у кого стакан всегда пуст не наполовину, а полностью. Все сложно и с железной дорогой даже из дружественного Китая, и особенно – с авиагрузами. Логисты из Приамурья неоднократно просили расширить пропускную способность грузовых трансграничных каналов между Россией и Китаем, указывая на резкий рост запросов бизнеса из центральной части страны, Урала и Сибири по поставкам техники, запчастей западных марок. Только через благовещенский пункт пропуска грузовой трафик за год вырос в 2-2,5 раза.

В итоге российские девелоперы и ритейлеры активно интересуются строительством складов и логистических комплексов на территории бывших республик СССР и в дружественных странах.

В NF Group сообщают, что, помимо роста внутренней торговли, страны также стремятся повысить свой экспортный потенциал и стать частью новых транзитных коридоров для Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии, что в перспективе может сказаться на развитии складской недвижимости. Рынки качественной складской недвижимости там только начинают развиваться или вообще не успели сформироваться, и появление новых качественных складских комплексов, логистических хабов в «новой нормальности» неизбежно. Все эти страны рассматриваются как для насыщения товарами российского рынка, так и для развития в них наших компаний.

Гранд-базар

По итогам сентября, импорт в РФ быстрее всего рос из Турции (объем был в 2,3 раза больше, чем год назад), Казахстана (на 41% больше) и КНР (на 21%). Доля Китая в импорте вообще достигла 43% против 30% в начале года. Однако в компании FM Logistic констатируют: планировать коммерческие направления стало очень сложно: если до санкций горизонт планирования составлял 4-6 месяцев, то сегодня он снизился до одного месяца.

В итоге, например, Ozon Global (подразделение Ozon по работе с международными продавцами; среди ключевых направлений - Китай, Турция, Казахстан, Беларусь, Индия, Корея, Израиль, Молдова и Таиланд), уже запустил партнерскую доставку товаров из Китая: продавцы в Китае могут сдавать свои товары в большинстве провинций страны, а покупатели в России – получать их быстрее и в любом пункте выдачи Ozon.

Средний срок доставки из Китая в Россию в итоге сократится в два раза.

Китайские товары у нас пользуются высоким спросом – на них приходится около 90% от общей доли заказов Ozon Global, количество продавцов на площадке превышает 10 тысяч, а оборот стремительно растёт – по итогам третьего квартала 2022 он вырос в четыре раза в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. В ноябре игрок заявил об открытии в Китае полноценного представительства и офиса – компания планирует к 2024 году увеличить оборот товаров в десять раз. В 2021 году Ozon также локализовал и бизнес в Казахстане и Беларуси – начав строить платформу маркетплейса и собственную логистическую инфраструктуру. А в 2022 году открыл, кроме того, представительство в Турции. Там, как и в Китае, компания привлекает локальных игроков на маркетплейс, а новый проект логистики позволяет снизить сроки доставки почти в два раза.

В начале ноября стало известно, что и Wildberries собирается открыть в Узбекистане крупнейший логистический комплекс, который будет работать и «на вход», и «на выход» - для начала каксортировочный центр с таможенным оформлением товаров по принципу «одного окна». Кроме того, компания запускает в стране «фабрику брендов», которая будет заниматься маркетинговыми исследованиями и бренд-стратегиями. В инфраструктуру для поставок товаров из Узбекистана игрок инвестирует $130 млн., а узбекские производители уже на первом этапе готовы реализовать через платформу текстильную продукцию на $900 млн и кожгалантерейные изделия на $121,5 млн., стройматериалы на $172 млн и электротехнику на $382,5 млн. Узбекистан стал двадцатым рынком по счету для Wildberries.

Несмотря на ситуацию последних восьми месяцев, по сравнению с 2021 годом, онлайн торговля в России выросла на 30%, а доля маркетплейсов заняла 11%. В 2022 году объем электронной торговли может составить пять триллионов рублей.

Одним из ключевых игроков в электронной коммерции среди регионов России также становится «восточный» Татарстан. По словам Алексея Судакова, советника помощника Президента Республики Татарстан по развитию логистики, регион интересен за счет создания необходимой инфраструктуры: о том, куда двигаться дальше, здесь задумались еще в 2020-м, поставив задачу связать Казань с другими регионами. Уже запущены регулярные рейсы контейнеров с Владивостоком, Санкт-Петербургом, выстраивается логистика с Китаем. Кроме того, в республике активно работают над проектами бондовых складов.

Однако, несмотря на относительно более стабильное положение игроков e-commerce по сравнению с остальным ритейлом, кардинальное изменение ситуации на рынках вообще и с конечными клиентами – в частности, разумеется, сказывается и здесь. По итогам года ожидается очередное снижение онлайн-покупок еще и из-за оттока части населения в другие страны, нестабильной экономической ситуации и спада доходов.

Африканский бизнес-климат

Ряд игроков уже сейчас предлагают разворачиваться не только в сторону стран СНГ, Ирана, Индии, Китая, стран Латинской Америки, но в сторону Африки, в которой пока для большей части российского бизнеса поистине непаханое поле.

Аналитики из Seitenberg (Австрия), в частности, убеждены, что российский бизнес уже через два года сможет удвоить присутствие на африканских рынках, но для этого нужно слишком многое – от господдержки до местной экспертизы.

В компании прогнозируют, что в течение пяти лет экспорт в Африку может полностью заменить Европу – настолько благоприятные условия складываются здесь для нашего бизнеса. В пользу России там складывается многое: в большинстве стран Африки к России относятся исключительно положительно, воспринимая наследницей СССР, которая активно присутствовала в регионе, в том числе, экспортируя русскую культуру и образование. У России нет колониального прошлого – с одной стороны. С другой – она, очевидно, воспринимается здесь частью Европы, а наши товары, технологии и экспертиза – априори поддерживающими более высокие стандарты, чем местные.

По прогнозам Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ), Россия может нарастить экспорт в Африку до 30 млрд долларов уже к 2024–2025 годам.

Но – лишь в том случае, если российский бизнес не будет повторять на континенте ошибок европейских, американских и китайских компаний, воспринимая работу здесь как помощь неким отсталым государствам пятого мира. Кроме того, нашим игрокам нужна серьезная поддержка, которая поможет уверенно чувствовать себя уверенно в тендерах и конкурсах, фондов, финансовые гарантии наших банков – все это, кстати, по данным АФРОКОМ, имеют китайские компании.

Конечно, пока структура поставок в Африку, по очевидным причинам, преимущественно будет смещена в сторону продовольствия и энергоносителей, химии, металлов и древесины, но в случае активной работы, правильных pr-кампаний и поддержки государства и финансовых институтов, в Африку смогут выйти и другие наши сегменты. Кроме того, африканские страны уже сейчас становятся и одним из источников параллельного импорта – многие недоступные теперь, но нужные России товары продаются там сравнительно недорого.

Свободная касса

В свою очередь, Китай и страны ЕАЭС рассматривают возможность создания совместной зоны свободной торговли: идёт работа по цифровым коридорам, введению электронной сертификации на товары и пр. Однако страна тоже периодически подвергается масштабному санкционному давлению: так, новые ограничения на экспорт полупроводниковых технологий в Китай от США, очевидно, помешают развитию многих сфер экономики КНР и дружественных стран.

Кроме того, продолжается работа по отказу расчётов в долларах и евро в пользу национальных валют. Ещё год назад это казалось утопией, однако теперь о соответствующих проектах говорят во всех сегментах – от нефтегазового и строительного до ритейла и услуг. Возможно, некоторую поддержку в ситуации санкционного давления на банки и расчеты окажет и разрешение на открытие в России филиалов банков из «дружественных» стран: в перспективе в стране могут открыться офисы не только банков из стран СНГ, но иранских, турецких, индийских, китайских и – все тех же стран Африки.На рынки недвижимости и строительства, конечно, это вряд ли окажет значительное влияние: подавляющая часть стройматериалов и комплектующих для сегмента эконом и средний плюс производится в России. Однако работа с контрагентами в целом существенно упростится для всего бизнеса и рынков.

Ну и одними из основных проектов сотрудничества с разворотом «на восток» – конечно, при нормализации геополитической ситуации – становятся туризм и индустрия гостеприимства.

Российские гостиницы, особенно категории «четыре звезды» и «пять звезд» практически полностью и надолго лишились европейских и американских туристов, однако очень ждут обратно арабских, иранских, индийских, китайских путешественников. В свою очередь, фактическая отмена выдачи россиянам шенгенских и других туристических виз и нежелание ряда стран работать с российскими гостями в принципе существенно сократила варианты отдыха для тех, кто хочет беречь родину и отдыхать за границей. Помимо Турции, ОАЭ, Египта, Кубы, Туниса доступных относительно массовому туристу стран для поездок осталось немного. О «беспрецедентном» развитии сотрудничества с Россией в сфере туризма уже сейчас заявляют бизнесмены от Ирана и Индонезии до Китая, Индии и Аргентины, однако пока всё это практически невозможно из-за дорогих перелётов на фоне санкционного давления на российские авиакомпании и потребительских настроений. Пока – но, хочется верить, что не навсегда, и в случае нормализации внешнеполитической ситуации, разворот на восток здесь произойдет также быстро.