В конце октября в Москве прошел Форум «Нанософт» – традиционное место встречи экспертов в сферах цифровизации, IT и специалистов проектных отделов предприятий ключевых отраслей экономики, где принимали участие в том числе и ведущие игроки строительной отрасли. В рамках сессии «Цифровая трансформация от лидеров рынка» с докладом «Цифровая эксплуатация. Меры Москвы для обеспечения внедрения ТИМ» выступил начальник методического отдела ТИМ Департамента градостроительной политики Москвы Кирилл Пчелин. Мы собрали для вас самые важные и интересные тезисы его выступления.
Сегодня перед городом стоит очень важная, по-настоящему глобальная задача – цифровизировать все процессы стройки в городе, начиная с этапа выбора земельного участка до финального этапа жизни ОКС - сноса.
Изучая потребности Москвы с точки зрения наличия методологической и достаточности нормативно-технической документации, мы обнаружили, что этапы строительства и проектирования достаточно хорошо освоены в информационном моделировании – на сегодняшний день мы имеем большое количество программных решений, и немалое количество квалифицированных специалистов.
Однако мы видим, что лишь малая часть застройщиков и эксплуатирующих организаций, за исключением крупнейших игроков, смотрит на эксплуатацию с точки зрения цифровизации процессов и подходов (рис.1). Это кажется странным, ведь именно эксплуатация –тот этап, ради которого мы все и строим. Стройка живет не ради стройки, а ради использования готового объекта, и очень важно системно распространить новые подходы именно на эксплуатацию.
Мы в Департаменте градостроительной политики занялись этим вопросом и подготовили Методические рекомендации по применению технологии информационного моделирования на этапе эксплуатации. Сейчас они находятся в финальной степени готовности, проходят апробации с применением Методики на реальных объектах, запущены пилотные проекты.
Какие выводы можно сделать уже сейчас? Я не зря сказал, что некоторое игнорирование эксплуатации с точки зрения внедрения ТИМ показалось нам странным. Потому что, как известно, эксплуатация занимает в зависимости от сегмента и назначения объекта 70% - 95% всего его жизненного цикла. И логично предположить, что именно здесь, на этом этапе мы сможем найти возможности масштабной оптимизации, по-настоящему значительную экономию средств (рис.2).
На графике рисунка №2 видно, почему застройщики не спешат внедрять ТИМ в эксплуатацию. Дело в том, что это очень долгие, «медленные» деньги – по сравнению, например, с этапом проектирования и строительства, где экономический эффект от применения технологии информационного моделирования виден практически сразу. На этапе эксплуатации возврат средств, вложенных в цифровизацию, происходит медленнее, потому что эффект применения ИМ на этапе обслуживания объекта, выстраивания предиктивной аналитики, предупредительных ремонтах, наконец, сохранения всех чертежей объекта – все это может окупиться через годы, возможно, даже через десятки лет. И в масштабах такого города как Москва – это очень важная, необходимая задача. Необходимая как для города, так и для жителей. Потому что делает жизнь москвичей не только комфортнее, но и безопаснее.
Для того чтобы протестировать внедрение ТИМ в эксплуатацию у Москвы есть уникальная площадка – ГБУ «Жилищник», в обслуживании которого находится больше 20 тысяч зданий, причем зданий абсолютно разных годов постройки – от памятников архитектуры до самых современных зданий, построенных по программе реновации. Это еще одно огромное преимущество Москвы, которого больше нет, наверное, ни у кого в мире. Мы провели исследования, собрали данные в том числе у ГБУ «Жилищник», среди частных управляющих компаний, и в целом убедились в наличии запроса на нормативно-техническую и на методическую документацию.
Когда речь заходит о применении ТИМ на том или ином этапе жизненного цикла объекта, чаще всего встает вопрос о наличии цифровой информационной модели (ЦИМ). Однако нужно понимать, что эксплуатация с применением ТИМ и ЦИМ, как его составляющей части, имеет ряд серьезных проблем. У большинства зданий в стране – примерно у 99,9 % на сегодняшний день – нет цифровых информационных моделей и у большинства, скорее всего, не будет в обозримой перспективе при использовании тех подходов, которые применяются сейчас, поскольку это слишком глобальная и сложная задача на фоне дефицита специалистов и средств в коммунальной сфере. А самое главное – в процессе исследований и работы непосредственно с управляющими компаниями мы поняли, что во многих случаях ЦИМ для таких задач избыточна.
Большинство задач УК, если мы ведем разговор о городах – это абсолютно рутинная, ежедневная работа: убрать снег, почистить прилегающую территорию и кровлю, обеспечить уборку мест общего пользования и провести мероприятия по благоустройству территории. Понятно, что ЦИМ для этих задач не нужен.
Поэтому необходимо на первоначальном этапе создавать информационные модели без учета ЦИМ, включать туда бизнес-процессы и сценарии, которые мы как раз и описали в наших методических рекомендациях, что позволит повысить управляемость объектами и сократить затраты на обслуживающий персонал.
На данный момент мы уже описали основные сценарии, возникающие при эксплуатации, нам предстоит еще описать инженерные изыскания, проведение капремонта, который и позволит ввести в цифровую эксплуатацию ЦИМ, чтобы получить те плюсы от применения информационного моделирования, которые мы имеем при проектировании и строительстве: сокращение ошибок, сокращение сроков, улучшение управления объектом.
В целом – это действительно большая нормативная и методическая работа, которой наш Департамент сейчас активно занимается. По оценкам тех компаний, которые уже внедрили информационное моделирование в эксплуатацию — это дает минимум 9% сокращения затрат на обслуживании. Мы пока видим около 20% сокращения временных затрат на обслуживание зданий, Минстрой называет иные данные, по их оценке, экономия достигает 30%. Что же, это та цифра, наверное, к которой мы будем стремиться.