Создание Единого государственного реестра в сфере строительства

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Минстрой России разработал законопроект, предусматривающий введение единого информационного ресурса, содержащего сведения об объекте капитального строительства на всех этапах жизненного цикла и позволяющий накапливать, хранить и обмениваться такими сведениями в цифровом формате. Введение Единого государственного реестра прокомментировала директор департамента продаж РАД Наталья Круглова.

Поддерживаете ли вы изменения в градкодекс?

На самом деле это крайне ценная инициатива - спасибо нашему профильному министерству за ее выдвижение. На рынке существует большая проблема - она состоит в том, что провенанс объекта недвижимости зачастую невозможно узнать достоверно. И совершая сделку с объектом, покупатель вынужденно принимает на себя риски предыдущей истории. А впоследствии могут «всплыть» самые проблемные вопросы предыдущего периода, которые даже приводят к тому, что готовое здание признается объектом самовольного строительства. И зачастую для нового владельца такие события - полная неожиданность.

Какие негативные следствия имеет такая непрозрачность истории объекта?

Во-первых, отсутствие транспарентного провенанса — это существенное отягощение для проведения сделок, ведь стороны тратят дополнительное время, финансовые ресурсы на проверку истории объекта. Это затрудняет оборот активов, а для рынка скорость и объем сделок — это важный показатель его здоровья, как и для экономики в целом важна скорость оборота денег. Вкупе с этим, мы видим, что огромное количество сделок просто «разваливается», из-за отсутствия каких-либо документов – потенциальный новый собственник не готов принимать на себя риск этих «белых пятен» в истории, либо, прикинув стоимость реализации риска, существенно занижает оценку актива.  Во-вторых, это дополнительные транзакционные издержки всех участников владельческой цепочки. Не говоря об ущербе, который создают бизнесу «серые» схемы устранения документальных проблем, надо понимать, что средства, которые отвлекаются собственниками имущества на латание документальных дыр, оказываются выведены из цепочек создания добавленной стоимости в экономике, они не тратятся на людей, услуги или товары в секторах, где эти деньги могут создавать цепочки спроса. Все участники рынка понимают, что такие затраты – это потерянные средства. Как для финансирующего субъекта, так и для экономики. Третий - но едва ли не самый важный момент — это физические риски безопасности объекта недвижимости. Не будем забывать, что большая часть недвижимости строится для проживания либо длительного нахождения в ней людей. И технические проблемы объекта, особенно амортизированного со временем, могут стать риском уже не финансового типа, а вопросом человеческих жизней и здоровья. Уверенность в том, что объект построен в соответствии с проектом, что все необходимые экспертизы пройдены, ЗОС получен, ввод в эксплуатацию состоялся — это важные подтверждения качества строительства объекта.

Всего лишь этих перечисленных факторов достаточно, чтобы приветствовать создание единого реестра в сфере строительства. Так что с нетерпением ждем объявленной даты и следующего значимого шага на пути к прозрачности рынка и доступности информации для его профессиональных участников.