Продолжая тему комплексного развития территорий, портал СтроимПросто узнал у экспертов отрасли, как должны соотноситься доли жилья, социальных и коммерческих объектов, а также какая транспортная инфраструктура будет достаточной для снижения маятниковой миграции.
В последние десятилетия не только экспертам, но и простым жителям стало очевидно, что для такого масштабного мегаполиса как Москва, полицентричность — это единственно верный путь развития. Еще несколько лет назад казалось, что Москва вот-вот встанет в одну большую мегапробку и наступит транспортный коллапс. Сегодня мы видим, как много городские власти сделали для развития общественного транспорта, как эффективно строятся и развиваются автомобильные магистрали.
Программа КРТ призвана сделать столицу еще более комфортной для жизни, но уже другими методами, в том числе снизив маятниковую миграцию, которая наносит существенный вред экологии города и ухудшает качество жизни москвичей. Для этого необходимо чтобы большинство горожан имели возможность реализоваться в своем районе, не тратя на ежедневную дорогу к месту работы и обратно по несколько часов.
В идеальной модели КРТ от 45 до 65% жителей должны иметь возможность трудоустройства в своем районе, или в соседнем, считает эксперт. Люди должны иметь возможность работать в той локации, где они живут, чтобы Москва постепенно «уходила» от маятниковой миграции.
Чтобы эффективно решать эти задачи необходимо подходить индивидуально к каждой требующей редевелопмента локации. Универсальных решений здесь быть не может, считают другие эксперты. «Думаю, гораздо важнее не просто говорить о потенциале развития промзон, а о стратегических ориентирах, которые позволят развивать экономику города и повышать благосостояние и качество жизни его жителей, — говорит Владислав Преображенский, исполнительный̆ директор Клуба инвесторов Москвы. — Просто застраивать бывшие промышленные зоны сплошными жилыми новостройками, пусть и с инфраструктурой — неправильно. Более сложным и важным направлением работы является стратегия развития экономики таким образом, чтобы все имеющиеся конкурентные преимущества города использовать максимально продуктивно, а в перспективе еще и создать новые. Можно назвать несколько важнейших направлений: промышленность, образование, крупный рынок сбыта продукции, финансовый и политический центр, главный туристический центр, транспортный хаб и многое другое».
На реорганизацию крупных промышленных зон нужно смотреть через призму отраслей экономики, которые город будет развивать в ближайшие полстолетия, уверен эксперт. При этом соотношение жилья, социальных объектов, коммерческой и промышленной недвижимости может сильно варьироваться в зависимости от индивидуальных задач каждой локации. Речь идет о решение стратегических задач и каждый участок КРТ несет некую общегородскую функцию, от которой зависит, чем он будет наполнен.
Конечно, существуют определенные нормативы и ограничения, заложенные в план развития города, который регламентирует — где, что и на каких условиях будет строиться, как будет формироваться городская среда. Все проекты КРТ берут за основу этот план и от этого отталкиваются, поясняет Владимир Моребис, коммерческий директор, партнер Est-a-Tet: «План развития КРТ может быть изменён, но это очень трудно и, как правило, маловероятно. Поэтому, когда КРТ утверждается, город уже в этот момент закладывает туда определённые функции, объёмы и другие параметры объектов, ведь помимо стройки есть ещё и дорожная сеть, транспорт, многие другие вопросы».
Как изменится город после реализации всех запущенных проектов КРТ — а специалисты прогнозируют, что это произойдет примерно за 10 лет. Действительно ли москвичи перестанут терять время в пробках, воздух станет чище, а работать и качественно проводить досуг большинство из горожан смогут в шаговой доступности от собственного дома?
«Конечно, в идеале, практически все жители должны иметь возможность работать в той же локации в которой и живут, — рассуждает Владислав Преображенский. — И это не только вопрос борьбы с маятниковой миграцией. Необходимо создавать рыночные механизмы, которые бы позволяли с минимальными затратами сделать внутригородскую миграцию обычным делом. Для этого как раз и нужен стратегический подход к формированию будущей экономики города. Многоцентричность весьма неплохой подход, вместе со специализацией он сработает еще лучше». Для достижения наибольшего эффекта необходимо совмещать такие подходы как полицентричность, с ее инфраструктурной, социальной и культурной составляющей — и специализацией, которая оперирует в большей степени производственными секторами, уверен эксперт.
Но не превратится ли город в некое подобие лоскутного одеяла, если на модель полицентричности наложить еще и специализацию. Как это изменит архитектурный облик столицы?
«С точки зрения урбанистики, мы разделяем актуальную сейчас концепцию 15-минутного города, разработанной профессором Сорбонны Карлосом Морено. Данная концепция рассматривает «сегментарный» город, в котором в радиусе 15 минут каждый житель города должен иметь доступ к ряду инфраструктурных объектов - образовательным учреждениям, работе, зеленым зонам, ритейлу и т.п, — рассказывает Олег Назаров. — Мы уже можем заметить подобные примеры: мультифункциональные пространства, объединяющие в себе и жилые, и офисные, и социальные объекты – и их становится все больше. А вот как раз концепция «спальных» и промышленных районов уходит в прошлое».
С точки зрения архитектурного облика, в условиях полицентричности Москвы здания должны быть разновысотными, чтобы создавался не монотонный, а запоминающийся силуэт района, продолжает спикер: «Архитектура в целом идет по пути многообразная, здания одного комплекса больше не должны выглядеть как близнецы, а объекты должны отличаться по функциям, классу и высотности. Мы видим, что в московской архитектуре есть тренд на скульптурность, фактурность, разнообразие форм и используемых материалов. В промышленных зонах здания будут неотвратимо расти ввысь – в этом мы ориентируемся на азиатские страны, там же часто черпается и архитектурное вдохновение».
Принципиально важно, чтобы архитектура разных составляющих обладала уникальными, яркими особенностями, своего рода символичностью. Поэтому соотношение 30% акцентных и 70% фоновых зданий будет продолжать работать в концепции полицентричности города, добавляет креативный директор Генпро Дмитрий Сухов. Также будет актуален акцент на силуэтную узнаваемую архитектуру. Очень полезными для локальных центров являются исторические здания, сооружения и комплексы, отреставрированные и получившие новые смыслы и мультифункции.