Минувший год ознаменовался серьезным ростом жилищного строительства в стране. По данным Росстата, за 2023 год ввод жилья составил 110,44 млн кв. м – это абсолютный рекорд, который на 7,5% превышает показатели 2022 года. Одновременно востребованными также остаются коммерческие площади, особенно в крупных городах. Активизация строительного сектора подстегивает и рынок стройматериалов: без них обеспечить продолжение ни одного проекта невозможно. Константин Злобин, директор по развитию компании «Астерра», разбирается, каких изменений ждать покупателям бетона, газосиликата и других изделий? Отразятся ли такие тренды на итоговых ценах для обычных покупателей жилья?

С поправкой на местность

Понятно, что рынок стройматериалов неоднороден. Так, есть позиции, которые востребованы всеми участниками – например, бетон, арматура или проводка. Другая продукция необходима в более узких сегментах ­– только жилищном или инфраструктурном строительстве. Посмотрим для начала на общие особенности, характерные для всей сферы производства стройматериалов. Их несколько:

  • Строительный бум. Активизация видна во всех направлениях, особенно заметен рост в жилищном сегменте. Причем к многоквартирным проектам, которые давно демонстрируют стабильный прирост (51,76 млн кв. м в 2023 году, плюс 13,7% за год), добавилась и индивидуальная застройка. По итогам минувшего года в сегменте ИЖС по стране ввели 58,68 млн кв. м. Чем больше растет строительстве, тем выше и спрос на стройматериалы.
  • Общее разнообразие материалов. На рынке стройматериалов представлено множество вариантов продукции на любой вкус и кошелек. Активно используются кирпич, бетон, дерево, металл, пластик – выбор обычно зависит от проекта и предпочтений заказчика.
  • Развитие технологий. Многие производители в качестве конкурентного преимущества делают ставку на инновации – выводят на рынок более современные материалы, обычно сопоставимые по цене с аналогами или даже дешевле. Строители, если использование такой продукции им выгоднее, постепенно переключаются на новинки.
  • Колебания цен. Стоимость материалов может меняться в зависимости от различных факторов – роста ключевой ставки, курса валют, принятия новых законов и даже сезонности. Традиционно осенью и зимой цены на многие товары ниже, потому что сезон строительства заканчивается, а производителям и магазинам надо распродать продукцию.
  • Государственное регулирование. В России многие стройматериалы подлежат сертификации, есть понятные ГОСТы и СНиПы. В итоге это может сказываться на ценах и доступности определенных видов продукции.
  • Региональные различия. Огромная площадь нашей страны, обилие климатических зон и другие факторы определяют и географическую разницу в использовании стройматериалов. В одних регионах более востребован бетон, в других – кирпич, в-третьих – дерево.
  • Конкуренция и изменение конъюнктуры. На рынке стройматериалов серьезно сказался уход из России многих иностранных производителей и поставщиков. Частично возникшую лакуну стараются заполнить отечественные компании, которые переориентировались на импортозамещение – и не всегда стоимость их продукции сопоставима с зарубежными товарами. Некоторым сегментам также предстоит потратить значительное время на выстраивание новых логистических связей – в частности, с восточными производителями.

Своими силами?

Санкционное давление, колебания курсов валют и ключевой ставки, прерывание логистических цепочек – все это отразилось на рынке стройматериалов. В первую очередь, привело к их подорожанию, а в ряде случаев и временному дефициту. Если с перебоями в поставке товаров вопрос в большинстве случаев производители решили, то с ростом цен – нет. Причин несколько.

Первая – логистика стала дороже. Те, кто не готов отказываться от иностранных товаров, выстраивали параллельный импорт, позволяющий обойти санкционные запреты. В первую очередь, такая ситуация сложилась в премиальном сегменте – в Россию по данной схеме продолжают привозить европейскую плитку, сантехнику, отдельные виды отделочных материалов, промышленное оборудование.

Вторая – нехватка отечественных мощностей. Долгое время производители просто не вкладывались в создание предприятий на территории страны – не было экономической целесообразности. Проще и дешевле было возить импортные товары. Однако сейчас проблема с отсутствием необходимых мощностей стала острой, решить ее быстро не выйдет – требуются очень большие финансовые вливания. Постепенно производства начинают организовывать, но полностью заменить привычный импорт они пока не смогли. Также часто на ситуацию с дефицитом определенных групп стройматериалов накладывает отпечаток региональная специфика. В зависимости от того, где находится стройплощадка, насколько она удалена от логистических центров или мест производства, можно говорить и о проблемах с поставками.

Третья – поиск новых партнеров. Сегодня многие компании переориентировались на производителей из стран, где санкций не вводилось – из Китая, Индии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Да, качество далеко не всегда высокое – но и цены намного ниже, чем в Европе или США.

Дешевле – вряд ли

С общей характеристикой рынка разобрались, а что с прогнозами? Основной связан с ценами – они, судя по всему, будут только расти. По мнению специалистов НОСТРОЙ, представителей крупных сетей-ретейлеров и девелоперов, стоит ожидать общей прибавки в диапазоне 15-20%, в зависимости от сегмента. Традиционным уже для отечественного рынка можно назвать подорожание металла – оно прогнозируется в среднем на 20%.

Скорее всего, начало тренда на рост цен на большинство стройматериалов положит март – с подготовкой к весеннему сезону. Следующей точкой станет май: большинство строителей, которые не запаслись необходимыми товарами заранее, будут скупать их оптом.

Вывод: готовиться надо заблаговременно. Телегу, как известно, стоит покупать именно зимой – иначе заплатить за нее придется дороже.