Обзор законодательных изменений за август

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Корректировка цены контракта, субсидии для ускоренного строительства дорог, подключение многоквартирных домов к электросетям

Екатерина Сахарова

Портал «Строим Просто» рассказывает об основных законодательных изменениях в градостроительной сфере, произошедших в августе 2021 года. Нововведения среди прочего затронули условия для изменений цены контракта, подключение многоквартирных домов к электросетям, субсидии для кредитных организаций, которые дают льготные кредиты на досрочное завершения капитальных объектов в области дорожного хозяйства.

Условия для изменения цены госконтракта на строительство

Были внесены корректировки в условия для изменения цены госконтракта, предусматривающее строительство, заключенное сроком не менее 1 года, по независящим от сторон обстоятельств. Для этого было принято постановление от 9 августа 2021 года №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Напомним, изменения цены контракта стало возможным с момента вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2019 года №71-ФЗ.

Теперь скорректировалась цена контракта, для которого возможно изменение. Ранее корректировка допускалась при цене контракта от 100 млн рублей, а сейчас она возможна даже для контрактов стоимостью от 1 млн рублей, но только если они заключены до 1 июля 2021 года. Для более поздних контрактов действует прежний порог.

Также теперь прямо предусмотрено, что допускается изменение контракта, включая его цену, при изменении стоимости материалов. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий. Новая цена контракта должна быть обоснована. Потребуется обращение подрядчика с приложением документов и информации, обосновывающими пересмотр цены. Новая цена определяется методикой Минстроя России, если цена контракта менее 100 млн рублей, или же посредством повторной государственной экспертизы, если цена контракта равна или превышает 100 млн рублей.

Комментирует инженер-аудитор по ценообразованию направления «Инжиниринг» Группы компаний SRG Наталья Коршунова:

«Взрывной рост цен на строительные материалы стал главной проблемой отрасли в 2021 году. Подрядчики, которые работают по контрактам с твердой ценой, столкнулись с риском крупных убытков и банкротства. Внесенные Постановлением корректировки открывают хорошие возможности компенсации затрат для большей доли участников рынка, нежели раньше. Если на объекте велик риск дефицита финансирования, необходимо в срочном порядке заняться подготовкой обосновывающих документов и расчетов, так как пересмотр стоимости может касаться только невыполненных объёмов строительства. Кроме того, на организации экспертизы, которые обязаны рассмотреть изменения контрактов стоимостью от 100 миллионов рублей, после внесенных корректировок ляжет большая нагрузка. При том, что на неё даётся всего лишь 14 дней».

Не допускается изменение физических объемов, конструктивов и других решений, предусмотренных проектной документацией. Контракт не должен быть исполнен на момент пересмотра условий, а увеличение цены возможно менее, чем на 30%. При этом срок исполнения заказа не может быть увеличен.

Повторная госэкспертиза проектной документации в части сметы предусмотрена, если Правительством РФ, высшим органом власти субъекта страны или главой МСУ принято решение об увеличении цены контракта в связи с изменением стоимости строительных ресурсов, контракт заключен до 1 июля 2021 года, его цена составляет более 100 млн рублей, а в проектную документацию внесены изменений. Срок проведения повторной экспертиза не должен превышать 14 рабочих дней.  

Комментирует юрист Maxima Legal Дмитрий Урякин:

«Проблема невозможности изменения большинства государственных контрактов в связи с излишней волатильностью строительных материалов назрела достаточно давно. По некоторым данным в пандеймийный период рост цен на строительные материалы достигал двух, а то и трехкратных величин. Разумеется, в этом плане изменения, предлагаемые Правительством, можно только поддерживать.

В то же время представленный в Постановлении механизм не лишен недостатков. Дело в том, что предложенный в Постановлении алгоритм обязывает подрядчика собрать исчерпывающие сведения и информацию, которые должны убедить заказчика подписать дополнительное соглашение к контракту об увеличении цены и (или) сроков выполнения работ. При этом в Постановлении сказано, что увеличение цены контракта не может повлечь за собой увеличение сроков его исполнения.

Выходит, что, собирая доказательства, свидетельствующие о существенном повышении стоимости материалов, подрядчик, дабы не нарушить срок выполнения работ по контракту (если у него нет доказательств, обосновывающих его увеличение), должен одновременно с этим продолжать строительство, очевидно, закупая материалы по повышенной стоимости. Однако получить «компенсацию» за материалы, которые уже были закуплены, подрядчик не сможет, так как это не соотносится с методикой, утвержденной приказом Минстроя России от 21.07.2021 № 500/пр. В таком случае подрядчик может оказаться «зажатым в тиски». Приостановив строительство, он рискует быть привлеченным к ответственности за нарушение сроков выполнения работ. Продолжив строительство, он может лишиться возможности изменить цену контракта».

Субсидии для кредитных организаций: опережающее строительство дорог

Принято Постановление Правительства РФ №1312 от 7 августа 2021 года «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капительного строительства по льготной ставке».

Здесь прописаны цели, условия и порядок предоставления кредитов на досрочное исполнение обязательств по объектам капительного строительства в сфере дорожного хозяйства. Это значит, что организации, занимающиеся ремонтом и строительством дорог, смогут получить дешёвые кредиты на опережающее выполнение заказов. Приоритетом при распределении господдержки будут обладать проекты, реализуемые в рамках Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, поручений Президента и Правительства, а также нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Всего на эту меру господдержки в 2021 году будет выделено 0,9 млрд рублей.

Документ фиксирует, что процентная ставка по льготному займу не должна превышать 10% годовых. Срок погашения кредита — до 31 декабря 2022 года. Условиями кредитного договора предусматривается уточнение суммы в случае изменения цены контракта.

Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств уполномоченным банкам — победителям отбора, проведённого посредством конкурса. Заемщик по этой программе должен быть налоговым резидентом РФ, не находиться в процессе реорганизации, не иметь просроченной задолженности перед РФ, у него не должно быть ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.

Подключение многоквартирных домов к электросетям

Было принято Постановление Правительства РФ от 11 августа 2021 г. № 1332 «О внесении изменений в пункт 161 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». Данное постановление оптимизирует процесс технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей энергии.

Электросетевые организации теперь должны протягивать кабель непосредственно к вводно-распределительному устройству (распределительному щиту) каждого многоквартирного дома. Ранее сетевой организации мероприятия по технологического присоединению разрешалось проводить до границы земельного участка, на котором располагается дом. Предполагается, что принятые меры сделают процедуру технологического подключения менее затратной, позволят снизить стоимость строительства многоквартирных домов и, как следствие — стоимость жилья для граждан.

Нововведения не применяются к объектам капитального строительства, расположенных в границах территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии территории, если такие объекты находятся в производственных зонах. Также правила не касаются объектов, которые находятся в зонах инженерной и транспортной инфраструктуры.

Комментирует руководитель проектов направления «Инжиниринг» Группы компаний SRG Александр Курицын:

«Внесенные изменения фактически перекладывают ответственность за прокладку и подключению к электроснабжению многоквартирного дома (МКД) с застройщика на электроснабжающую организацию. В том числе это распространяется на земельный участок, на котором расположен МКД (если необходимо) вплоть до вводно-распределительного устройства (ВРУ), которое может располагаться непосредственно в МКД. Это фактически приводит к переносу границ балансовой принадлежности с границы земельного участка, на котором находится МКД, на клемы ВРУ. Таким образом, внутриплощадочные работы по устройству подвода электроснабжения к ВРУ будут выполняться сетевой организацией и учитываться в стоимости технологического присоединения. Насколько это повлияет на реальное снижение стоимости для конечного потребителя, оценить сложно, так как зависит от многих факторов: размера земельного участка, удаленности от точек подключения, месторасположения ВРУ, требуемой мощности».

Контроль над органами власти субъектов РФ

В августе в Министерстве юстиции России зарегистрирован Приказ Минстроя от 9 апреля 2021 года №219/пр «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)». Отныне Минстроем России будет осуществляться контроль в отношении уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в части соответствия нормативно-правовых актов субъектов федеральному законодательству о строительной деятельности и соблюдения всех процедур в этой сфере: внесение изменений в правила землепользования и застройки, утверждение проекта планировки территории, выдача разрешений на строительство и так далее.

Контроль осуществляется в рамках документарных и выездных проверок. Предусмотрено формирование единого плана этих проверок, однако также могут проводиться внеплановые проверки по решению высшего должностного лица Минстроя России. Такие внеплановые проверки могут проводиться при наличии информации о выявленных нарушениях, которые могут привести к чрезвычайной ситуации или создают угрозу жизни и здоровью граждан. Решение о проведении внеплановой проверки подлежит согласованию с прокуратурой субъекта РФ.

По итогам проверки будет составляться акт, а в случае выявления нарушений — предписание об их устранении. Это предписание направляется в подконтрольный орган власти субъекта. Если на месте с доводами не согласны, в течение 15 рабочих дней субъект РФ может предоставить свои возражения в Минстрой России.

Методика расчета сметной стоимости

В августе в Минюсте был зарегистрирован еще один приказ Минстроя — №79/пр от 20 февраля. Этим приказом вносятся корректировки в методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Теперь сведения об изменениях подлежат размещению во ФГИС ЦС путем их включения в федеральный реестр сметных нормативов.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, рассчитывается как произведение базисного уровня цен, сформированного по локальным сметным расчетам, сгруппированным в объектные сметные расчеты по видам строительства, на индекс к СМР по виду объекта, сведения о котором размещены в ФГИС ЦС. В случае отсутствия во ФГИС ЦС информации об индексах по видам объектов, соответствующих периоду разработки сметной документации, применяются сведения, размещенные последними. Стоимость строительно-монтажных работ определяется с применением сметных нормативов, выраженных в процентах от стоимости соответствующих работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации.

Другие изменения

Приказ Росреестра №П/0316 от 23 июля 2021 года (зарегистрирован в августе) устанавливает минимально допустимые размеры машино-места как 5,3 х 2,5 м. Приказ вступит в силу не ранее 28 октября 2021 года.

Приказ Минстроя России от 8 июня №362/пр, зарегистрированный в Минюсте 30 августа, утверждает форму документа, который необходимо представить для выдачи второй половины материнского (семейного) капитала при строительстве объекта ИЖС. Таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведения работ по реконструкции объекта ИЖС. Этот акт должен подтверждать, что в результате работ общая площадь жилого помещения увеличивается не менее чем на учётную норму площади жилого помещения, которая устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Распоряжению Правительства РФ №2415-р от 31 августа 2021 года, теперь услуга, предоставляемая Единым оператором газификации по приему заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования или объектов капительного строительства к сетям газораспределения будет размещаться в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг.

Комментирует советник, руководитель практики земельных и имущественных отношений Alliance Legal CG Ольга Калинченко:

«Распоряжением Правительства РФ № 2415-р от 31.08.2021 дополнен перечень услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг. Портал государственных услуг начнет принимать заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

Указанное распоряжение принято в рамках реализации программы социальной газификации, которая рассчитана на 2021-2030 гг. и включает создание «единого оператора газификации», службы «единого окна», а это значит — упрощение бюрократической процедуры.

Заявка на заключение договора о подключении с описью прилагаемых документов, поданная через портал государственных услуг, будет автоматически направляться «единому оператору газификации». При этом запускаемый на портале государственных услуг сервис по принятию таких заявок будет не единственным способом заключения договора по подключению газоиспользующего оборудования. У заявителя останется право представить заявку о подключении, в том числе, в офисе исполнителя, через личный кабинет заявителя, через многофункциональный центр, либо письмом, направленным в адрес исполнителя. Удобный способ направления заявки на заключение договора каждый из заявителей будет выбирать сам, что сделает максимально комфортной процедуру подключения газоиспользующего оборудования».