«Недвижимость находится в самом хвосте, уступая по степени автоматизации только сельскому хозяйству»

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

О проникновении BIM-технологий в сегмент управления зданиями порталу СтроимПросто рассказал Арсений Тарасов, Global CEO HiPer IT.

Как вы оцениваете уровень цифровизации рынка эксплуатации и управления на сегодняшний день?

Цифровые технологии трансформировали почти все профессиональные сферы – медицину, банковские услуги, промышленность, но в меньшей степени – отрасль недвижимости. По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey & Company, эта сфера находится в самом хвосте, уступая по степени автоматизации только сельскому хозяйству. Переход от черчения к BIM-проектированию растянулся на годы, что касается эксплуатации, то до недавнего времени удачных цифровых кейсов просто не существовало. Помню, как меня, человека пришедшего из IT-сферы, поразило доминирование технологий и бизнес-моделей из 90-х и огромные возможности для взрывного роста.

Очевидно, что сфера эксплуатации стоит на пороге огромных изменений. Арендаторы стали более требовательны к качеству сервисов, экологичности рабочей среды, при этом бюджеты на эксплуатацию снижаются; как грибы после дождя появляются новые лоукостеры, демпингующие за счет снижения качества. Управляющим компаниям приходится искать новые инструменты для ответа на подобные вызовы. Общаясь с нашими клиентами, в том числе крупнейшими игроками на рынке FM, мы видим, насколько они заинтересованы в цифровизации своих процессов и сервисов, применении новых высокотехнологичных продуктов, которые способны решить их актуальные проблемы.  

Какие изменения с точки зрения цифровизации для сегмента УК вы можете назвать ключевыми? 

BIM-технологии, использовавшиеся в основном на этапе проектирования, постепенно входят в мир эксплуатации. Наиболее продвинутые эксплуатанты формируют BIM-паспорта своих объектов, хранящие всю историю эксплуатации инженерных систем. Это база для дальнейшей цифровизации эксплуатационных процессов. BIM-паспорт можно сравнить с сервисной книжкой автомобиля, по которой можно проследить всю историю эксплуатации и обслуживания. BIM-модель объекта дает FM-службам возможность легко и быстро понять объект управления, его помещений, компонентов, систем, их топологии, связях и статических параметрах, что сразу позволяет эксплуатировать его эффективнее.

Для рынка, который находится в жесточайшей конкуренции, требуются не только базовые, но высокотехнологичные услуги. Это технологии, обеспечивающие прозрачность всех процессов, формирующие так называемый цифровой след в эксплуатации. И поэтому ключевым трендом я бы назвал использование больших данных для анализа работы инженерных систем, энергопотребления, для аудита всех эксплуатационных процессов. Сегодня работа с большими данными становится доступным инструментом для широкого круга собственников и управленцев. Причем интеграция больших данных с BIM-моделью или 360°-фотопанорамами объектов позволяет «оживить» цифровую копию: виртуальное здание «чувствует» все физические процессы, протекающие в реальном. Подобные технологии дают возможность реализовать идею «цифрового двойника» уже сегодня.

Фактически мы говорим о скором появлении искусственного интеллекта в сфере эксплуатации. Насколько такие технологии дороги в реализации? 

Смысл цифровизации как раз и заключается в «демократизации» процессов на новом технологическом уровне. Приведу пример. Многие уже не помнят, но до появления iTunes и iPod легальному пользователю цифровой музыки приходилось сначала покупать CD за $10, вставлять его в дисковод компьютера, делать цифровую копию, переносить в mp3-player. Но затем появился iTunes, и он позволил находить, покупать и загружать трек за $1 – просто, дёшево, быстро. 

Сейчас рынок эксплуатации на пороге таких же преобразований, что были в той же цифровой музыке или Ip-телефонии двадцать лет назад. Помните, как Skype демократизировал рынок международной телефонии? Что было сложным и дорогим, стало простым и доступным.

Если говорить про эксплуатацию инженерных систем, то сегодня собираются визуальные или цифровые данные только наиболее значимых параметров в ограниченном объеме. Сбор дополнительных данных – очень сложный и дорогостоящий процесс. Чтобы его упростить наша компания HiPer IT, к примеру, вывела на рынок платформу HiPerWare, основанную на технологиях IIoT. Платформа предназначена для оптимизации работы инженерных систем. Она позволяет неинтрузивно собирать большие данные, формировать сигнатуры нормального и анормального поведения объекта, интегрировать их с цифровым двойником (например, BIM-модель, панорамная фотография 360°, линейные схемы), а затем анализировать их очень быстро и экономически эффективно, что раньше было невозможно. Такие технологии позволяют реализовывать предиктивную систему обслуживания – сигнализировать о возможных проблемах до того, как они случились

Это готовое масштабируемое облачное решение для массового применения, оно не требует значимых начальных инвестиций и специальной подготовки объекта или персонала: не надо заниматься программированием, сложным инженерным сервисом.  Оборудование HiPerWare устанавливаются на работающих объектах поверх существующего инженерного оборудования. 

Подобные решения способны не только повысить эффективность управления объектами и сложным инженерным оборудованием, но также собирать телеметрические данные для отслеживания показателей энергоэффективности, облегчать подготовку энергетических отчётов и быть полезным инструментом в реализации показателей устойчивого развития.

Какие ноу-хау для УК в России в итоге не прижились и почему?

Начну от обратного: в первую очередь в FM-сфере востребованы те продукты, которые позволяют добиться заметного прогресса без значительных инвестиций в цифровую инфраструктуру и повышения требований к цифровым компетенциям команд. И наоборот: в прошлое уходят продукты вендоров, нацеленных на монополизацию рынка и работающих по старым бизнес-моделям. Это негибкие решение с точки зрения интеграции с продуктами других компаний, требующие больших инвестиций со стороны клиентов.