Направление главного заказа

ПРОЧЕЕ

Закон о едином госзаказчике в строительстве может быть принят до конца года

Курс на ускорение жилищного, инфраструктурного и транспортного строительства требует консолидации усилий на всех этапах работы и централизации принятия решений. В связи с этим в августе этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос укрупнения госзаказчиков в строительстве. Позднее премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о передаче Минстрою России шести дирекций-заказчиков объектов капстроительства, ранее входивших в состав Минспорта, Минкультуры, Минобрнауки, Минздрава РФ и Федеральной налоговой службы. А в конце прошлой недели правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства».

По словам вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина, принять закон планируется до конца этого года. «Считаем идеальным вариантом, чтобы до конца года закон прошел, если он будет принят, то нам надо еще один-два месяца, чтобы сформировать компанию, — заявил вице-премьер. — Сейчас мы управляем шестью дирекциями, которые переданы Минстрою из других министерств, а после появления закона мы объединим эти дирекции на базе публично-правовой компании и построим реального управленца государственными капитальными вложениями».

Как явствует из названия законопроекта, основной задачей новой структуры станет выполнение функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства различных объектов, находящихся в государственной собственности РФ. По мнению Марата Хуснуллина, сегодня ключевая проблема в строительстве — это не строители, как принято считать, а заказчики, у которых не хватает компетенции и опыта. Создавая публично-правовую компанию, правительство рассчитывает собрать в ней высокопрофессиональную команду и выстроить систему управления на базе современных цифровых технологий. Положительными следствиями создания единого государственного заказчика должно стать повышение качества строительства, сокращение его сроков и оптимизация стоимости.

В настоящее время ведется методическая работа по объединению строительных дирекций ряда министерств и анализ имеющихся проблем, качества проектной документации, источников финансирования. Работы по строительству объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика, будут выполнять организации, определяемые в соответствии с федеральным законом №44 (о госзакупках).

Еще одним важным новшеством может стать создание специализированного единого госзаказчика в сфере транспортного строительства. «Мы сейчас ведем работу по объединению транспортных объектов на базе компании Росавтодор, — сообщил вице-премьер правительства России. — С новым министром транспорта сейчас обсуждаем эту тему, по какому пути мы пойдем по управлению капитальным строительством в области транспорта».

Необходимо отметить, что идея единого госзаказчика родилась не сегодня. Опыт создания единого оператора строительства по ключевым бюджетным объектам есть у Москвы, где, кстати, долгое время проработал Марат Хуснуллин. Десять лет назад для выполнения программ развития транспортной инфраструктуры в столице был определен единый центр принятия решений, им стал инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект». Теперь эта компания, принадлежащая Департаменту строительства Москвы, отвечает за строительство метро, дорог, транспортно-пересадочных узлов и реализацию других проектов, являясь их единым оператором и распорядителем выделяемых из бюджета средств.

Эффективность такого решения подтверждается успешной реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов, таких, как реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» и строительством парка «Зарядье». Впоследствии, в соответствии с решением президента России Владимира Путина, компания «Мосинжпроект» стала единым оператором так называемого «хордового кольца» Москвы. Так как московский холдинг хорошо зарекомендовал себя в качестве заказчика строительства объектов инфраструктуры, вполне резонным представляется перенос этой практики на федеральный уровень. Более 300 млрд рублей может быть выделено единому госзаказчику в сфере строительства в течение трех лет.

Источник: Строительная газета