«Модернизация образовательной инфраструктуры должна стать системным явлением»

МНЕНИЕ

Пожалуй, нет отрасли, которая так или иначе не соприкасалась бы с недвижимостью и строительством. В домах мы живем, в офисах – работаем, а учиться ходим в школы и вузы, которые тоже кто-то построил. При этом стремительное развитие технологий, изменения общественной и культурной повестки оказывают огромное влияние на образовательную среду. Каждый новый учебный год диктует свежие тренды не только в контексте подготовки школьников и студентов к взрослой жизни, но и в сфере проектирования соответствующих объектов недвижимости и инфраструктуры. В День знаний об этом рассказала Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.

За многие десятилетия мы сильно привязались к рациональности, симметричности и четкому функциональному зонированию школ. Кабинеты, расположенные вдоль одной стороны широких коридоров, и несколько типовых схем школ наверняка помнят все. Как бы сильно мы не привязались к этим форматам из-за их универсальности или просто ностальгии по прошлому, эти решения на сегодня морально устарели. Сейчас, проектируя школы, уже невозможно игнорировать передовые архитектурные тренды, современные технологии, материалы, инженерные решения.

Все очевиднее становится необходимость комплексного пересмотра идей, связанных с проектированием образовательных объектов и схем использования пространства для обучения и отдыха детей.

Так, в дополнение к школьному двору можно создать места для досуга на кровле зданий.  Такой подход уже давно и успешно практикуется в Южной Корее, Японии и Сингапуре, позволяя рационально использовать территорию в рамках плотной застройки городской ткани. Эти пространства оснащаются безопасными спортивными площадками с высоким ограждением, подогреваемыми атравматическими поверхностями, удобными местами для чтения при естественном освещении и даже небольшими обеденными зонами. В России в силу климатических особенностей можно такие места делать крытыми, оборудовать системами обогрева либо эксплуатировать в теплое время года.

Такие решения в формате вертикального благоустройства увеличивают вариативность сценариев досуга, стимулируют учеников выходить на свежий воздух, заниматься спортом, расширять ракурс восприятия. Все это играет огромную роль в процессе психологической и зрительной разгрузки ребенка в течение дня.

Для создания действительно инклюзивной среды в новых школах мы должны не просто оснащать их компонентами безбарьерной среды по нормативам, но делать эти элементы действительно удобными, универсальными и ненавязчивыми

Их, как и специальное оборудование, важно внедрять в пространство и объекты максимально органично, не создавая контраста и диссонанса с общим зрительным контекстом. Современная школа должна стать местом, где все без исключения дети смогут чувствовать себя как дома вне зависимости от факторов здоровья и внешних обстоятельств. 

Новые образовательные объекты должны быть максимально полифункциональными и гибкими в своей работе. Иными словами, различные части здания совсем не обязательно жестко прикреплять к одному единственному типу назначения. Подобный подход создает возможность эксплуатировать объект намного эффективнее, расширить качество и  количество сценариев использования пространства. Отчасти элементы схемы работы такого рода можно подсмотреть у коворкингов, устанавливая трансформируемую мебель, перегородки, модульные системы, системы освещения с несколькими режимами работы для организации различных сценариев использования атриумов.

Рассуждая об освещении, необходимо упомянуть, что пространство учебного здания важно не только насыщать им, но еще и делать максимально проницаемым. Достигнуть данной цели можно, предусматривая в проекте большие окна, панорамное остекление спортивного зала, игровых помещений, а также при помощи фрагментарного остекления кровли. Крайне важно детально прорабатывать инсоляцию для зданий, строящихся в северных широтах. Наличие качественного освещения на порядок снижает зрительные нагрузки, что крайне важно в условиях интенсивного использования современными детьми цифровых устройств с LED-дисплеями.

Любая новая школа в наши дни должна еще на этапах проектирования и строительства наполняться органичными и качественным дизайном, наглядно показывающим многообразие форм, объемов, текстур через оборудование, предметы, мебель, особенности окружения.

Образовательный объект вполне может стать самостоятельным учебным пособием и элементом воспитания личности

Так, непосредственно структура сооружения, конструктивные особенности, текстуры поверхностей, коммуникации, цветовой и световой рисунки наглядно и в ненавязчивой форме демонстрирую базовые представления об эстетике, материалах и технологиях. Некоторые составляющие инженерии зданий вполне можно нестандартно обыграть как элементы дизайн-кода. Такой прием часто используется в музейных комплексах с экспозициями, сформированными над археологическими памятниками.

  • Привычные подоконники достаточно легко можно заменить удобными ступенчатыми амфитеатрами.
  • Мягкие полы в игровых комнатах и поверхности для рисования на стенах помогут детям младшего возраста лучше взаимодействовать с пространством и друг с другом, активнее вовлекаться в досуговые мероприятия.

Контрастные и яркие цвета в оформлении дизайн-кода, отказ от монотонности и однообразия форм в позитивном ключе отражается на инициативности детей и образе их мышления. Окружающая среда – не менее важный учитель, чем родители или педагоги.

Конструктивные, интерьерные и концептуальные решения такого рода уже можно обнаружить некоторых школах в нашей стране. Например, в новом московском учебном комплексе, расположенном в Летово, уровни объекта соединяют лестница-амфитеатр и настоящая оранжерея с озелененной стеной. Фасады разных частей комплекса отделаны одним и тем же материалом, но их оформление выполнено в разных стилях и колористике.

Такой прием позволил при помощи понятных визуальных средств не только создать дополнительной инструмент навигации, но и наглядно продемонстрировать функциональное наполнение частей школы

Основной вестибюль реализован в формате многослойного трансформируемого пространства, которое можно достаточно быстро переделывать в актовый зал, лекторий, зону для рекреаций и т.д.

На карте столицы сегодня можно обнаружить и другие примеры передовой образовательной архитектуры, например, школу на бывшей территории ЗИЛа или Хорошевскую гимназию. Впрочем, стоит отметить, что данные проекты разрабатывались и возводились под пристальными взглядами девелоперов жилья или крупных корпораций-кураторов. Эти компании изначально были замотивированы на создание качественной среды и были готовы инвестировать в это серьёзные средства. В подобных случаях бизнес-куратор привлекает к разработке общественно значимого объекта известные бюро, которые разрабатывают индивидуальные решения, ювелирно внедряют их в городскую ткань и структуру застройку, адаптируют под концепцию жилого комплекса или квартала.

Следуя такой стратегии, застройщик не только выполняет стандартные обязательства по формированию социальной инфраструктуре, но и активно формирует целевую аудиторию проекта, позитивный информационный фон, повышает лояльность к бренду

И все же в подавляющем большинстве случаев возведение школ финансируется из местных бюджетов, которые часто просто не способны потянуть поддержку передовых подходов к архитектуре и строительству. Проектные организации в таких случаях часто стеснены не только в максимальной стоимости кейса, но и сроках выполнения работы. Нестандартные и концептуальные идеи, новые функциональные или дизайнерские приемы одобряются в единичных случаях, и работать в данных условиях, придерживаясь достойных стандартов качества крайне тяжело.

Модернизация образовательной инфраструктуры должна стать системным явлением.  Только при таком подходе мы сможем сформировать на территории страны действительно комфортную и эффективную учебную среду. Это многоступенчатый процесс, предполагающий изменения кадровой политики и финансирования, правовых норм. Архитектурный контекст в данном вопросе подразумевает организацию открытых конкурсов по разработке современных проектов, приоритет качества над количеством, отход от старых нормативов и клише.

Поделиться:

Вас может заинтересовать