Перед регистрацией имущества (земли, сооружения, дома или прочих объектов недвижимости) важно разобраться с актуальностью такой работы. Стоит уточнить, какие объекты подлежат кадастровому учету, и в чем тонкости такой процедуры. Начнем с того, что правовая основа государственного учета недвижимости оговорена в ряде документов — Конституции, ЗК и законе о госрегистрации имущества. Кроме того, нюансы государственного кадастра прописаны и в ряде других законах и правовых актах России.

Кадастровый учет — мероприятия, направленные на включение в госреестр недвижимости информации о тех или иных объектах. Сведения об учтенных сооружениях формируют ЕГРН. Без указания данных в госреестре оформить бумаги на имущество не получится. Это касается любого объекта, будь то гараж, жилое здание или квартира. Процесс оформления таких сооружений зависит от учета ЗУ, где они построены.

В законе о госрегистрации недвижимости указан перечень имущества, которое подлежит регистрации:

  • Земельные наделы.
  • Сооружения и помещения.
  • Незавершенные постройки.
  • Места для транспорта.
  • Цельные недвижимые комплексы.
  • Организация (если она выступает в роли имущественного комплекса).

Кроме того, постановке на кадастровый учет подлежат многоквартирные жилые здания, а также линейные объекты. К последним относятся тепловые и газовые трассы, железные и автомобильные дороги. Регистрация необходима, ведь оформление дарственной, мены, аренды, купли-продажи и прочие действия выполняются только после постановки на кадастровый учет.

С учетом сказанного напрашивается следующий вывод — если объект прочно связан с земельным участком, он подлежит регистрации. Чтобы точно позиционировать имущество, как недвижимость, важно учитывать его назначение. Также учитываются и обстоятельства, при которых возводился объект. К примеру, применение твердой основы (гравия, щебня и прочей) при создании автомобильной дороги является гарантией выравнивания поверхности. При этом в объекте нельзя выделить самостоятельных свойств, а только качества, улучшающие характеристики.

Если сравнить упомянутый объект со зданиями, в его составе нет конструктивных элементов. Это значит, что в случае перемещения риск разрушения отсутствует. Следовательно, такие объекты не подлежат кадастровому учету. Это же касается и других элементов конструкции — стен, фундамента, перекрытий, перегородок и прочих. Упомянутые объекты не относятся к недвижимости, а, значит, и регистрировать их не требуется.

Не относятся к самостоятельным сооружениям навесы, модульные конструкции, емкости, ограждения, бетонные или каменные стены. Этот перечень можно также дополнить шиферной кровлей, причальными стенками, мелиоративными или иными сооружениями. Если человек передал заявление о постановке имущества на кадастровый учет, а последнее не относится к недвижимости, его регистрация останавливается.

Перед обращением в Росреестр для постановки имущества на учет важно установить следующие нюансы:

  • Возможность отнесения к категории недвижимости.
  • Наличие особого назначения — хозяйственного (функционального).
  • Шанс выступать в гражданском обороте в виде самостоятельного объекта гражданских прав.

Регистрации в Росреестре подлежат не только перечисленные выше объекты, но и придомовой участок многоквартирного здания. Ранее такая процедура представляла ряд трудностей для владельцев квартиры. Сегодня для упрощения процедуры Госдумой принят законопроект, позволяющий хозяину недвижимости самому оформлять права собственности на часть придомовой территории.

По законодательству РФ заявление о создании придомового ЗУ вправе подать только один из владельцев квартир. Речь идет о представителе, выбранном хозяевами других объектов недвижимости в многоэтажном доме. После внесения правок в законодательстве любой из владельцев недвижимости вправе оформить такое заявление, а другие хозяева квартир не могут запретить проведение таких действий.

Существует еще одна сложность, которая касается границ ЗУ возле многоквартирных объектов. В большинстве случаев они не определены и не зарегистрированы в кадастровом органе. Это значит, что владельцы помещений (жилых и  нежилых) не смогут оформить право на часть придомового ЗУ.

В результате возникает ситуация, когда права хозяев квартир оказываются нарушены. Представители Госдумы РФ поясняют такую ситуацию бюрократией и необходимостью оформления большого объема документации. «Палки в колеса» часто ставят местные органы власти, которые не хотят делиться с людьми земельными наделами возле многоэтажного дома. Внедрение нового законопроекта позволяет решить возникшие трудности. В новых правилах указан период рассмотрения заявки владельца, а также сроки создания межевого плана. Здесь же указываются временные промежутки, необходимые для постановки объекта на кадастровый учет. Общий срок, затрачиваемый на процесс оформления, составляет до двух месяцев.

Выше рассмотрено, что подлежит кадастровому учету, и какие объекты можно не вносить в реестр. Если  имущество нуждается в регистрации, требуется оформить заявление и передать его для рассмотрения в кадастровый орган. Далее в течение 14 суток требуется передать остальной пакет бумаг. Этот период не подлежит изменению даже в том случае, когда заявитель передает документацию из других источников. Чтобы избежать проволочек по времени, рекомендуется подготовить документы заблаговременно.

Если исходить из порядка оформления документации, внесение любых правок приводит к необходимости правок в главном реестре. К примеру, в случае смены владельца придется получать новую выписку (ранее — кадастровый паспорт). Также при разделе или объединении земельных наделов и иных территорий все данные  вносятся в базу данных кадастровой палаты.

Вне зависимости от причины обращения порядок постановки объекта на кадастровый учет остается неизменным:

  • Готовится необходимый пакет бумаг.
  • Посещается местный орган госреестра, который отвечает за недвижимость.
  • Заполняется заявления и передается вместе с подготовленной документацией.
  • Сохраняются расписки о получении бумаг.
  • Выдается результат в назначенный день.

Часто знания, какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету, недостаточно. Многое зависит от оперативности сбора документации и ее предоставления  в уполномоченный орган. Так для регистрации объекта недвижимости требуется подготовить:

  • Паспорт хозяина или доверенной стороны.
  • Заявление (оформляется по утвержденной форме). Важно внести сведения корректно и с учетом действующей документации.
  • Техплан или межевой план. Первый требуется при постановке на учет недвижимости, а второй — земельного участка.
  • Правоустанавливающие бумаги на объект.
  • Нотариальная доверенность (требуется в случае, если бумаги передаются заявителем).

В роли подтверждающих права владельца документов применяются следующие бумаги — свидетельства о наследовании, ренте, обмене, приватизации, дарении, долевом участии и прочие.

В случае внесения правок в уже имеющиеся данные, к пакету бумаг прикладывается свидетельство об оформлении госрегистрации. Для снятия имущества учета требуется приложить акт, составленный в процессе его обследования. Что касается техплана или межевого плана, он оформляется с привлечением специалистов, имеющих лицензии на выполнение подобного рода работ.

Иногда возможны ситуации, когда с постановкой объекта на кадастровый учет возникают трудности. В результате заявитель получает отказ в оформлении услуги. Такое возможно при ряде обстоятельств. К примеру, если имущество не относится к категории недвижимости или жилого помещения. Также отказ вероятен, если в переданной документации имеют место ошибки, или человек не исправил недочеты в установленный срок.

Кроме того, регистрация не проводится при наличии ошибок в вопросе межевания земель (без соблюдения законодательства), а также при невозможности специалистом получить доступ к объекту. Возможны ситуации, когда при разделении территории назначение вновь полученных участков поменялось. В таком случае также выдается отказ, после которого можно исправить ошибки или подать иск в суд.