IoT уже с нами: российский бизнес активно внедряет интернет вещей

ТРЕНДЫ

Компания МегаФон провела исследование «IoT-Индекс», собрав данные с 700 российских компаний. Цель анализа - определение степени проникновения интернета вещей в предприятия и компаний разных секторов отечественной экономики.

Напомним, интернет вещей (IoТ) — это система взаимосвязанных устройств, которые без участия человека собирают, передают и помогают анализировать большой объем данных для повышения управляемости и эффективности бизнес-процессов, а также повышения качества обслуживания клиентов. Эксперты считают IoT одной из ключевых технологий в развитии цифровой экономики на ближайшие десятилетия.

Самые популярные IoТ-решения и степень их использования российскими компаниями распределились следующим образом:        

  • видеоаналитика, видеонаблюдение (76%)
  • мониторинг сотрудников (71%)
  • промышленный (индустриальный) интернет вещей (68%)
  • IоТ на транспорте (59%)
  • умное ЖКХ (44%)
  • экомониторинг (36%)
  • мониторинг воды (35%)

Согласно исследованию, наиболее востребованы технологии интернета вещей компаниями среднего и крупного бизнеса, при этом активнее всего (53% опрошенных) IoT внедряется в организации с численностью сотрудников от 10 до 250 человек — видимо, из-за бОльшей мобильности и гибкости таких компаний. Степень проникновения IoT в предприятия с численностью сотрудников от 250 человек составляет 39%, мини-компании с 10 и менее сотрудниками в меньшей степени заинтересованы во внедрении IoT — 8%.

В каких отраслях больше всего используется интернет вещей (IoT)?

Результаты исследования показали, что уже на сегодняшний день IoТ занимает важное место в цифровой трансформации российского бизнеса. При этом 62% компаний считают, что цифровизация необходима для дальнейшего развития, а 84% компаний уверены в том, что компании, не использующие интернет вещей, вскоре начнут сильно проигрывать конкурентам. Для 76% компаний данные, полученные при помощи IoТ, играют ключевую роль в принятии решений, а 80% опрошенных заявили, что в результате использования IoT они изменили общую стратегию развития бизнеса.

Большинство опрошенных компаний и организаций согласились с тем, что экономические выгоды от использования IoТ значительно выше затрат на его внедрение и развитие.

И если на разработку и внедрение этих технологий компании в среднем выделяют 13% от IT-бюджета, то эффект от использования они оценивают так: рост доходов в среднем на 30% при дополнительном сокращение расходов в среднем на 17%.

Уже сейчас для большей части компаний (90%) очевидно, что интернет вещей — это ценный актив, который в скором будущем будет учитываться при оценке стоимости бизнеса.

После ухода с российского рынка части иностранных игроков в 2022 году многие компании были вынуждены отказаться от части IoТ-сервисов — по данным исследования доля таких компаний достигала 2/3 от рынка. Из-за нестабильной экономической ситуации 43% организаций были вынуждены в большей или меньшей степени сократить свои расходы на IoТ, и на момент опроса только половина респондентов заявили о том, что смогли заменить все сервисы интернета вещей на российские аналоги.

Сейчас IoТ-решения популярны, востребованы и активно развиваются. В 2023 году каждая пятая компания увеличила свои инвестиции в интернет-вещей, понимая, что в кризисные периоды IoT-технология может стать для них инструментом повышения собственной эффективности, оптимизации затрат, а также позволит быстрее адаптироваться к внешним вызовам.

На сегодняшний день 67% компаний планируют и дальше развивать направление, внедрять новые IoТ-решения. При этом большинство компаний (68%) внедряют и эксплуатируют IoТ-решения совместно с подрядчиками. В связи с этим как никогда возрастает роль отечественных поставщиков и интеграторов при внедрении IoТ.

Основными опасениями при внедрении интернета остается кибербезопасность — 25% компаний видят риски для информационной безопасности. Большинство компаний (69%), связывают их в первую очередь с угрозами несанкционированного доступа к данным IoТ. Чтобы нивелировать эти риски, необходимо обеспечить надежную защиту устройств и данных, а также разработать стратегию по реагирования на потенциальные угрозы.

Уже сейчас отечественный бизнес высоко оценивает эффект от внедрения IoT — удовлетворены результатов 97% компаний. При этом, по данным опроса, средний срок окупаемости составляет 1,8 лет.

Поделиться:

Вас может заинтересовать