За последние несколько лет термин «импортозамещение» стал настоящей мантрой в российской экономике в целом и в строительной отрасли в частности. Однако эта тема зачастую вызывает полярные эмоции у разных участников рынка: у одних саркастическую улыбку, у других – ощущение новых возможностей и перспектив. Портал СтроимПросто собрал мнения игроков рынка и попытался разобраться – каково реальное положение дел, и что необходимо отечественной стройотрасли для дальнейшего успешного развития.

Господдержка сыграла

Стоит сразу отметить, что ситуация по разным сегментам рынка сильно различается, поэтому и мнения участников опроса неоднозначны. Однако уже есть определенные сложившиеся тренды, которые отметили большинство опрошенных экспертов.

Действительно, производители российских стройматериалов активизировались, новые заводы и отдельные производственные линии в течение 2023 года открывались в разных регионах. У большинства из них хорошие перспективы занять устойчивое положение на рынке. Это обусловлено двумя важными причинами, считает Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group: «Во-первых, строительную отрасль поддерживает государство, так как ее доля в ВВП составляет не менее 5%. Во-вторых, у строительных компаний есть потребность не только в качественной продукции, но и в ее бесперебойных поставках. 2022 год научил всех нас, что для устойчивого развития строительного рынка дефицита материалов надо избегать, даже если речь идет о надежных иностранных партнерах. И хотя более половины из них так и не ушли из России, остальным надо было срочно найти замену. Налаживание новых цепочек поставок не только удорожает смету, но и сказывается на сроках ввода объектов. Кроме того, цена доставки материалов играет едва ли не ключевую роль в себестоимости строительства здания. Поэтому локализация производств станет для девелоперов серьезным подспорьем».

С вводом санкций, по мнению эксперта, помимо дефицита собственных стройматериалов, вскрылась еще одна проблема.

Производство половины всех видов стройматериалов более чем на 70% зависело от иностранного оборудования. Такие данные приводило Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии. В 2023 году российские компании сделали большой шаг, в том числе, по переходу на отечественное оборудование. Пока этот процесс в самом начале, но импортозамещение стройматериалов только тогда можно будет назвать успешным, когда российские заводы смогут производить их на отечественных станках, не уступающих по качеству американским и европейским фирмам.

По информации НОСТРОЙ, 70% иностранных производителей стройматериалов продолжают работать в России под дочерними брендами. 21% компаний осуществили изменения в названии и бенефициарах, с возможностью обратного выкупа. Только 9% производителей, в основном в сфере инженерного оборудования, действительно покинули Россию. Работы по замещению данного высокотехнологичного оборудования ведутся.

На стройплощадке

В целом на сегодняшний день 95% ассортимента строительных и отделочных материалов, используемых в проектах жилой застройки, производится на территории России, комментирует директор по закупкам девелоперской компании GloraX Татьяна Рыбкина. «Отечественное производство строительных материалов развивается, создаются новые и расширяются действующие предприятия. В 2022-2023 году открылось несколько новых предприятий и цехов по производству строительных и отделочных материалов: полимерных и изоляционных материалов, труб, сухих смесей. В Краснодаре был открыт первый в стране завод по производству террасной доски из древесно-полимерного композита, В Башкирии – завод изоляционных материалов, в Костромской области начал работать Галичский фанерный комбинат. В Санкт-Петербурге на теперь уже российском заводе «Метеор лифт» (бывший Otis) запущена линия по выпуску лифтовых дверей, в ОЭЗ «Технополис Москва» было запущено производство лифтовых лебедок».

Развитие отечественного производства строительных материалов идет достаточно активно, запрос на российские продукты есть, более того — некоторые производители завалены заказами на 6-8 месяцев вперед, подтверждает Максим Долгов, основатель архитектурной мастерской DA.

Максим Долгов, основатель архитектурной мастерской DA

«Сейчас доля импортных материалов в «Самолете» составляет всего 1-3%, — рассказывает Артем Блинов, директор по закупкам и тендерам группы «Самолет». — Основная часть импорта приходится на инженерию, меньшая — на отделку, кладку и изоляцию. При этом, ряд материалов отечественного производства изготавливается из импортного сырья, что влияет на их стоимость. Приведу несколько примеров. С июля текущего года импортный кокс вырос в цене, что увеличило стоимость минеральной ваты до 8%. Белая глина для глазури керамогранита подорожала до 10%, а сроки поставки выросли до 45 дней. Стоимость импортной плитки выросла на 20% в классе отделки «комфорт плюс». Кирпич подорожал примерно на 9% из-за роста цен на импортный пигмент, в связи с чем производства полностью перешли на использование отечественного пигмента». 

К сожалению, традиционно отечественные производители мало внимания уделяют маркетингу и продвижению своей продукции, поэтому иностранные марки всегда легко выигрывали у них конкурентную борьбу. Но если раньше заказчики отдавали предпочтение известным и раскрученным мировым брендам, то теперь потребитель вынужден знакомиться с отечественным продуктом. И его качество может удивлять, в хорошем смысле».

Сергей Станкевич, основатель архитектурно-девелоперской компании Stankevich.design обращает внимание, что развитие большинства отечественных производителей стало возможным благодаря активной поддержки государства. «В производстве кирпича, черепицы, керамики, пиломатериалов, цемента, бетона, сухих строительных смесей, металлопроката, пластиковых труб и композитных материалов, стекла, кровельных и фасадных материалов и многого другого отечественные производители превосходно справляются с импортозамещением. Среди отечественных компаний, успешно конкурирующих с международными производителями, например, «Аквилон», «Группа ЭПОТОС», «Дантон Хоум». Переживают ренессанс и некоторые традиционные культурные технологии, например, в Санкт-Петербурге возродили производство стеклянных кирпичей фальконье».

По отдельным категориям отечественные стройматериалы даже выигрывают, утверждает Денис Коноваленко, управляющий партнёр Prime Life Development. «Кроме того, работать с местными материалами удобнее и в плане организации логистики. При этом важными отличиями российского производства становятся экологичность, диверсификация и грамотное соотношение цены и качества».

Загородка подтягивается и адаптируется

В сегменте загородного строительства отечественные производители тоже медленно, но верно забирают себе все большую долю рынка. Реальность показывает, что каждый раз, когда кто-то из «иностранцев» уходит с рынка, на их место приходят новые местные производители. Для отечественных застройщиков это выгодно, потому что в итоге они получают продукцию дешевле и быстрее.

Директор по продажам строительной компании HalleHouse Вячеслав Котлов рассказывает: «Импортозамещение для нашей компании, специализирующейся на строительстве частных высокобюджетных домов — очень важный пункт для сохранения конкурентоспособности. То, что появилась возможность достойно заменять отделочные материалы на российские аналоги, позволило нам сдерживать себестоимость строительства. Однозначно успешным продуктом можно назвать фиброцементный сайдинг Decover. Он не уступает бельгийскому, с которым мы работали до февраля 2022 года. Также бесспорно хорошим материалом является российский производитель кликфальца с полимерным покрытием Grand Line. Ранее мы использовали бельгийский или финский кликфальц, но его стоимость с весны 2022 года в реалиях параллельного импорта оставляет желать лучшего. Данные материалы отлично показывают себя уже на многих объектах, причём, что важно — не только при использовании в частном домостроении, но и для коммерческих объектов. Износостойкость и долговечность у них очень достойные».

«Ситуация, которая сложилась на рынке строительных материалов в России, наполнила местных производителей «кислородом», — считает Филип Крсманович, сооснователь и архитектор компании МИРИЛ. — Российские производители стали вкладываться в маркетинг, делать нормальные сайты, что позволяет им оказываться в информационном поле и зоне видимости застройщиков, чего раньше практически не было. Что касается качества продукции отечественного производства, то я считаю, что никаких проблем с этим не было и нет. Кроме того, добиться гарантийного обслуживания или замены товара, изготовить продукцию по индивидуальным параметрам или произвести его адаптацию под проект, гораздо легче, когда это производство находится в руках локальных местных производителей».

Элитка, инженерия и IT: медленно и сложно

Несмотря на очевидные достижения в области импортозамещения, безоблачной ситуацию с пока называть, конечно же, рано. В отдельных категориях материалов, когда речь идет о сложном инженерном оборудовании, эксклюзивных элитных материалах, а также инновационных технологиях и программном обеспечении российские производители откровенно пробуксовывают, и это отмечают все без исключения игроки рынка.

Так, несмотря на активную поддержку программы импортозамещения регулятором, остаются несколько областей, где ее реализация продвигается трудно. Есть сложности в производстве насосного оборудования, сантехнической арматуры, систем кондиционирования, а также строительной техники. Требуются решения в области обеспечения оборудованием для производства строительных ресурсов, и здесь важно создавать собственное производство, которое не будет клонировать импортные разработки, а выработает собственные ноу-хау.

«До сих пор сильно «хромает» у нас качественная инженерия, — подтверждает Максим Лазовский. — Котельное оборудование, силовые щиты, автоматы и иная электромонтажная продукция — все это пока мы заказываем в ЮВА».

Не разделяет оптимизма и Сергей Фурманчук, глава Группы «Хоссер»,специализирующейся на проектировании и строительстве объектов здравоохранения:«На рынке инженерного оборудования имеет место быть просадка сроков производства – сроки становятся длиннее… Заменить качественные материалы европейского производства отечественным производителям в большей степени пока не удается. Есть удачные примеры, когда качество более или менее соизмеримо. Но есть и те, у которых качество вторично, а первична цена, то есть они просто недорогие и поэтому выигрывают тендеры. Из удачных примеров: мы работаем с российскими производителями декоративных слоистых пластиков, так называемых HPL-панелей. Только в Петербурге, например, есть уже два производителя. Они достаточно неплохо выдерживают качественные параметры, и мы можем сказать, что они на 99,9% эквивалентны тому, что мы закупали в свое время у европейских производителей. Вопрос в том, удастся ли им сохранить это качество с учетом того, что все комплектующие для производства изделий тоже были импортные. Это покажет только время».

В случае с жилыми комплексами премиум-класса, где используются дорогостоящие зарубежные материалы, импортозамещение пока не всегда возможно, соглашается Татьяна Рыбкина: «По некоторым позициям застройщикам пока объективно сложно найти достойные аналоги российского производства. Речь, в частности, идет про лифтовое оборудование, инженерные системы, а также эксклюзивные отделочные материалы».

Такое положение дел вполне объяснимо и вызвано, прежде всего, спецификой этих продуктов: наладить качественное бесперебойное производство сложных, высокотехнологичных продуктов или материалов класса люкс, где зачастую требуется ручное управление и повышенный контроль качества — все это требует гораздо больших вложений и времени.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с программным обеспечением, рассказывает Максим Долгов: «Программное обеспечение от Autodesk долгое время оставалось отраслевым стандартом для проектирования в России. В настоящее время 95% работодателей требуют от своих проектировщиков владения AutoCAD и Revit. Хотя российское ПО nanoCAD может заменить черчение в AutoCAD, а Renga может стать альтернативой Revit, большинство активных участников рынка считают, что Renga все еще является сравнительно несовершенным продуктом для реального использования в профессиональной работе. Внедрение новых технологий и разработка собственного ПО могли бы потребовать значительных инвестиций и государственной поддержки, чтобы добиться конкурентоспособности на рынке».

Однако, все эксперты сходятся во мнении: работа ведется, рынок продолжает развиваться, на нем появляется множество локальных брендов, даже несмотря на серьезные внешние вызовы. Потребитель требует качественных продуктов, и производителям придется предоставить ему это качество — пусть даже и не так быстро, как хотелось бы.