Развитие городов всегда было связано с водой и реками. Отношение к ним можно условно поделить на три этапа. Первый этап — сакрализация. В древние времена водоемы были важным, а часто и безальтернативным ресурсом, в каждой культуре был образ священной реки. Затем наступил период завоевания рек: их использовали для судоходства и промышленности, речных походов и строительства городов, прокладки водопроводов и канализаций. Следствием этого стало загрязнение воды и берегов.
Сегодня мы находимся на третьем, эволюционном этапе: наступило время переосмысливать значение водоемов в жизни города, развивать набережные и прибрежные зоны, возвращать им естественный облик и заботиться об экологии.
Набережные России
Городская набережная и застройка вдоль нее — главная точка знакомства с городом для туриста, путешествующего по реке. Чтобы эта зона была комфортной и интересной, а также генерировала доход для города, она должна включать современное и запоминающееся благоустройство, инфоцентры, точки продажи сувениров, кафе и рестораны, фастфуд, мероприятия, развлечения. Эти объекты должны располагаться в пешеходной доступности, быть инклюзивными и подходить для посетителей любого возраста.
Таким образом, многофункциональность — ключ к благоустройству и девелопменту прибрежных территорий.
Между тем, согласно исследованию бюро территориального развития ATLAS, до 30% речных набережных в городах России заняты промзонами и недоступны для посещения и отдыха горожанам и туристам. Такая проблема характерна для многих городов, расположенных на Волге.
Например, в Саратове промзоны закрывают около 40% берега — там находятся транспортные развязки с железнодорожными путями. Они блокируют доступ к реке жилых кварталов. В Волгограде эта цифра — 25%. В Астрахани берег Волги на 20% заблокирован со стороны городского центра, и на 40% со стороны Трусовского района.
Есть и города с обратной ситуацией, например, в Тольятти застройка разрозненная, озеленение и зоны ИЖС занимают более половины территорий у воды. При этом функционал набережных там весьма беден: мало туристических объектов, сервисов, коммерческих и культурных заведений. Их концентрация повышается только в районе исторического центра.
Мировой опыт
В мировой практике существует два основных подхода к комплексному и устойчивому девелопменту набережных. Первый — создание рекреационных пространств «мягким» способом. Лидер в этой области — Китай.
В качестве примера достаточно привести проект в городе Ухань, где 503 гектара береговой линии планируют превратить в мультифункциональное пространство с фокусом на поддержание экосистемы, сохранение топографии и биоразнообразия. Естественный ландшафт дополнили плавучими бассейнами, причалами и зонами водного спорта. Они не нарушают целостность ландшафта и поднимаются вместе с приливами и отливами. Промышленное прошлое территории из недостатка превратилось в ценность: остатки порта, который был здесь до того, сохранили в качестве индустриального наследия, которое делает ландшафт более разнообразным и придает ему уникальность.
Второй подход — комплексный девелопмент, в результате которого появляется не только коммерческая застройка и апартаменты, но и многофункциональные рекреационные пространства, парки, променады, туристические и спортивные центры.
Его использовали, например, в Чикаго — в 2010-е там реализовали проект прибрежной зоны Чикаго-Парк. Он поделен на пять основных зон: марину с водным транспортом и ресторанами, бухту с прямым подходом к воде, пешеходное пространство с амфитеатром и озеленением, сеть причалов и плавающих заливных садов для рыбалки, а также променад, который связывает набережную с городом. Редевелопмент оздоровил как саму набережную, так и городскую экономику: с 2016 по 2019 год здесь появилось 170 сезонных и 125 рабочих мест с частичной занятостью. Число продавцов удвоилось, а их прибыль с 2014 по 2018 год увеличилась на 164%.
Самый распространенный тип набережных в России — это просторный линейный променад с «жестким» бетонным берегоукреплением. Исключений пока немного — в основном это Татарстан и Нижегородская область. Для благоустройства остальных территорий нужен системный подход, основанный на типологических решениях, климатических условиях и запросах современных горожан.
Такой подход ATLAS применяет в Москве, где бюро разработало регламенты благоустройства и типовых решений. Сейчас компания работает над аналогичным документом для Ташкента, особое внимание уделяя решениям для жаркого климата.
А как обстоят дела в столице?
В Москве расположено 78 набережных, это 174 км береговой линии.
При этом в границах МКАД не благоустроено более 75% береговой линии Москвы-реки.
До 2030 года в столице планируется привести в порядок 36 набережных, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в начале сентября в своем блоге.
Если смотреть на все проекты развития набережных в Москве, можно выделить три основных типа благоустройства:
1. Благоустройство набережной как часть комплексного развития. Примером служат набережная Марка Шагала, Симоновская и Крутицкая набережные, которые развиваются в рамках масштабного редевелопмента промышленной зоны «ЗИЛ» и строительства жилого комплекса бизнес-класса «ЗИЛАРТ». Благоустройство таких набережных строится на комбинированном функциональном наполнении с акцентом на зоны отдыха для местных жителей. Это высокая доля озеленения с беговыми и велодорожками, детскими и спортивными площадками, современными павильонами кафе и проката, причалами для речного транспорта.
Есть примеры развития набережных микс-использования и в плотной исторической среде, например, мы работали над благоустройством Садовнической набережной, где в максимально ограниченных условиях помимо обновления базовых элементов благоустройства (покрытий, озеленения, уличной мебели) создавались небольшие карманы для отдыха жителей прилегающих домов.
2. Развитие природных набережных с целью усиления рекреационного и зеленого каркаса города. Такие территории обычно развиваются в связке с природными, часто имеющими статус особо охраняемых, или с действующими и планируемыми рекреационными комплексами. Примером служат набережная Новикова-Прибоя или набережная вдоль усадьбы Троице-Лыково, объединяющие водный комплекс Строгинского залива. Для таких набережных характерны более экологичные и «мягкие» подходы к благоустройству — приподнятые деревянные настилы, амфитеатры, проницаемые покрытия троп и площадок, организация точек контакта посетителей с водой через причалы, спуски, пляжи.
ATLAS обладает экспертизой работы с природными территориями и ООПТ, разрабатывали концепции благоустройства для этих двух набережных и проекты бережного обустройства зон отдыха вокруг Битцевского леса, а также работали над комплексной стратегией развития территорий вдоль заказника реки Сетунь.
Для таких работ у бюро разработан сборник типовых решений организации инфраструктуры отдыха на ООПТ, где собран атлас решений для проектирования, строительства и эксплуатации экологических троп, освещения, покрытий, оборудования, не наносящих вред природе. За концепцию набережной Новикова Прибоя левого берега Москвы-реки вдоль Живописной улицы ATLAS получил премию правительства Москвы за лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий.
3. Уникальные пространства на набережных рядом со знаковыми городскими объектами. Прекрасный пример современного пространства у самой воды — это набережная-амфитеатр у дома культуры «ГЭС-2».
Москва нацелена на комплексное развитие водно-зеленого каркаса города с точки зрения доступных современных рекреационных пространств для горожан и туристов. И в приоритете, мы полагаем, высвобождение таких пространств на фоне комплексного редевелопмента промышленных зон и реконструкции исторически изживших себя территорий с целью внедрения новых подходов — формирования сбалансированной многофункциональной среды, где апартаменты, жилье, офисы, детская инфраструктура, образование и культура гармонично соседствуют с зелеными общественными пространствами.
Городские пристани и яхтенные марины превращают набережные в полноправные центры городский жизни, поскольку обрастают культурными и коммерческими объектами не только для яхтсменов, но и для горожан. Таким образом, благоустройство становится не конечной целью, а фундаментом для развития городской среды. За счет увеличения пешеходных потоков они стимулируют малый бизнес и городскую культуру, становятся сценой для спектаклей, концертов и других мероприятий.
Для развития набережных нужны комплексные модели и новые подходы, основанные на сбалансированных решениях для экологической устойчивости и поддержания здоровья рек, возвращении горожанам контакта с водой через создание новых пространств для отдыха и мероприятий – городских пляжей и пристаней, плавучих сцен и амфитеатров, спортивных и туристических центров, а для бизнеса – открытие новых возможностей, причалы для яхтенных центров, гостиничные комплексы, кафе и рестораны.