Портал СтроимПросто начинает большой цикл публикаций о зданиях-легендах в Москве – прошлого, настоящего и будущего. В первом материале эксперты вспоминают любимые здания из давнего и недавнего прошлого.
Сейчас в Москве насчитывается 115 000 зданий, в том числе, более 40 000 жилых домов, подсчитывает Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». «Древнейшее частично сохранившееся сооружение – Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) в Кремле, - напоминает эксперт. - Безусловно, каждая эпоха дарила городу целый калейдоскоп зданий, которые можно назвать легендарными, исходя из их архитектурной и исторической ценности. В пантеон легенд, в первую очередь, попадают объекты с самой необычной и яркой архитектурой, которая не устаревает, становится доминантой городских пространств, привлекает внимание туристов и исследователей, и, конечно, вдохновляет авторов новых проектов».
«Вроде бы Кремль и мавзолей – очевидные примеры, эдакие туристические штампы, - добавляет Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis. - И все же, как ни крути, именно ансамбль Красной площади и историческая застройка сердца города остаются центром притяжения для людей со всего мира, без которого Москва бы не была Москвой. Далеко не каждая точка на карте становится настолько мощным брендом. Лично мне импонирует мысль об интернациональности и архитектурной открытости, которую олицетворяет Кремль: ведь при всей своей «русскости» — это творение итальянских зодчих, выполненное в характерном Trace italienne. Ну и ещё – территория остаётся непосредственно центром его знаменитой радиально-кольцевой структуры».
Топ-5 легендарных жилых* зданий Москвы разных эпох
Выйду на улицу
«Мало кто, например, задумывается, что за монастырскими стенами на высоком берегу Яузы находится самое древнее из дошедших до наших дней сооружений столицы — Спасский собор с сохранившимися фрагментами росписей Андрея Рублева, имя которого носит Музей древнерусской культуры и искусства, занимающий территорию Андроникова монастыря, - размышляет Михаил Аркинд, основатель Hotel Art Consulting. - Этот собор на несколько десятков лет старше Успенского собора московского Кремля. На том же берегу Яузы в Таганском районе возвышается и самое грандиозное жилое здание «Большого стиля» — «высотка» на Котельнической архитектора Дмитрий Чечулина».
Среди отелей-легенд эксперт, в свою очередь, называет построенный по проекту Вильяма Валькота «Метрополь», задуманный Саввой Мамонтовым как часть ансамбля московской «площади искусств» с Большим и Малым театрами и зданием Благородного собрания с Колонным залом, где также давали концерты. «В изначальном проекте, которому не суждено было осуществиться, в составе «Метрополя» должен был появиться оперный театр с грандиозным залом, затмевающим Венскую оперу, - напоминает Михаил Аркинд. – Мамонтов вообще мыслил, как «продуктолог», и, несмотря на то, что достроен отель был уже без его участия, «Метрополь» на протяжении всей своей биографии оставался настоящим «luxury-продуктом».
«Не буду оригинальным, если назову Дом Пашкова, - отмечает, в свою очередь, Кирилл Кулаков, президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков», профессор НИУ МГСУ. - Впрочем, наследники Пашкова предпочитали жить в другом архитектурном шедевре – построенном в стиле классицизма особняке на Моховой, где ныне располагается факультет журналистики МГУ. И, конечно, к архитектурным легендам можно отнести творение Кваренги – Гостиный двор. Если же говорить о жилищном строительстве, то тут, без сомнения, пальма первенства у доходного дома страхового общества «Россия», который уникален и по архитектурному, и по инженерному решению своего времени. В переулках старой Москвы вообще сохранились многие доходные дома, которые, пережив эпоху «коммуналок», стали сегодня «престижным» жильем. Один из таких домов, к примеру, находится в Сверчковом переулке. Он пережил пожар Москвы 1812 года, и практически без изменений сохранил первоначальный облик и назначение».
Московское барокко, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм, советский модернизм – в Москве есть всё, соглашается Ольга Зыблая, директор по продажам и маркетингу клубных домов Turandot Residences & Artisan. «Дома и особняки – Пашкова, Цветкова, Рябушинского, Морозова, Перцовой, - продолжает она. - Дом на набережной – как первый элитный дом с инфраструктурой. Много и образцов промышленной архитектуры XIX-XX веков, в числе которых здания заводов и фабрик, электростанций, гаражей и депо и т.д».
Александр Салов, Татьяна Осецкая, основатели архитектурного бюро Osetskaya.Salov, приводят свой топ-7 легендарной арх-Москвы.
1. Подземная Москва.
Легенды о городе и его подземельях полнятся слухами и мифами — от таинственной библиотеки Ивана Грозного до советского московского «Метро-3». Но подземный город — это не миф. Образ, конечно, собирательный: тут и известные технические тоннели, и коммуникации, потерянные коллекторы, давно забытые лабиринты подкопов, бункеры вождей ЦК и, конечно же, «правительственные города».
2. Москва — порт пяти морей.
Грандиозный пиар-проект был реализован в начале советской эпохи. С помощью системы шлюзов и каналов (канал имени Москвы) соединил в столице северные и южные моря.
3. Шедевры конструктивизма.
Клуб Зуева, дом Наркомфина, дом Моссельпрома и десятки других домов периода стали знаковыми символами эпохи, запечатлев смелость мышления творцов в поиске нового советского мира.
4. Комплекс зданий Нового Арбата.
Смелый и революционный проект своего времени. Символ города, символ эпохи — проект, уничтоживший часть ценной исторической среды, но и подаривший городу один из ключей к идентичности.
5. «Синий кристалл» или «Синий зуб» на «Юго-Западной».
Легендарная «заброшка» — печальный памятник времени, когда объект стоимостью в миллиарды на финальных стадиях строительства мог вот так запросто превратиться в заброшенную стройку.
6. Парк Зарядье.
Проект, рожденный на основании концепции зарубежных архитекторов по итогам международного конкурса. Парк вместо любой застройки в самом центре Москвы — один только этот факт уже априори даёт право на легендарность.
7. Реконструкция Бадаевского завода.
ЖК, парящий над историческими корпусами кирпичного завода, дает надежду, что во фразе «снести нельзя, оставить» запятая будет стоять в правильном месте.
Поговорим конструктивно
Памятники конструктивизма — важнейший «легендарный актив» Москвы, констатирует Михаил Аркинд: от Центросоюза на Мясницкой (проект Ле Корбюзье) до гаража Мельникова. «Кейс же дома Наркомфина вообще в мировом контексте уникален: его недавняя реконструкция проходила под руководством внука одного из авторов оригинального проекта, Моисея Гинзбурга, - напоминает г-н Аркинд. - Алексей Гинзбург также отвечал за реставрацию здания газеты «Известия» на Пушкинской площади, построенного по проекту его прадеда Григория Бархина. В последней вышедшей до пандемии и санкций версии гида Louis Vuitton City Guide по Москве, в создании которого я участвовал, основным героем выпуска стал именно Алексей Гинзбург – как представитель двух выдающихся архитектурных династий. Имя архитектора, узнаваемость «бренда здания» и его биография вместе формируют ту самую «легендарность».
«Клуб Зуева на Лесной, клуб имени Русакова на Стромынке, - перечисляет свои любимые конструктивистские проекты Кирилл Кулаков. – Конечно, дом Мельникова. Но наиболее известным творением этой эпохи стал, разумеется, Дом на набережной».
На фоне привычного «хит-парада» московских зданий-легенд,в который непременно войдут сталинские высотки, дом Нирнзее, «Елисеевский» магазин, дом Наркомфина и т.д., есть и менее очевидные, но – не менее интересные и значимые для истории архитектуры проекты, делится Наталья Масталерж, архитектор, партнер бюро NOWADAYS office. «Исследуя городскую ткань Москвы вместе со студентами архитектурной школы МАРШ, мы обратили внимание на удивительный проспект Сахарова, на котором отметилось такое количество звездных архитекторов, от Щусева и Корбюзье до MVRDV, что мы переименовали его в «Звездный проспект», - продолжает она. - Интересно, правда, что грандиозные здания, расположенные на проспекте в итоге, либо не вполне соответствовали замыслу архитектора, либо не понравились горожанам, либо и то, и другое».
Продолжение – в следующих выпусках серии наших публикаций.
Евгений Иванов