По мере ускорения внедрения генеративного искусственного интеллекта респонденты опроса, проведенного компанией McKinsey, сообщают об заметных (и измеримых) преимуществах и значительном снижении риска неточностей. В пока еще небольшом, но активно пополняющемся списке лидеров — ожидаемо — ведущие компании в своих отраслях.
Если в 2023 году мир только открывал для себя генеративный ИИ, то 2024 стал годом, когда организации освоили эту новую технологию и начали получать от нее существенную пользу. В актуальном глобальном опросе McKinsey об искусственном интеллекте тот факт, что их организации регулярно используют генеративный ИИ, сообщили целых 65% респондентов — а это почти вдвое больше, чем в предыдущем опросе, проведенном всего десять месяцев назад.
Ожидания респондентов в отношении влияния генеративного ИИ остаются такими же высокими, как и в прошлом году, при этом три четверти респондентов прогнозируют, что генеративный ИИ приведет к «значительным» или «деструктивным» изменениям в их отраслях в ближайшие годы.
Опрошенные организации свидетельствуют о материальной выгоде от использования генеративного искусственного интеллекта, сообщая как о снижении затрат, так и о всплеске роста доходов в подразделениях, внедряющих эту технологию.
Опрос также дает представление о видах рисков, связанных с генеративным искусственным интеллектом (как правило, речь идет о возможных неточностях), а также о новых практиках ведущих компаний по смягчению влияния этих проблем на текущие задачи и получению прибыли.
Интерес к генеративному ИИ очевидным образом привлек внимание к более широкому набору возможностей этого набирающего популярность сервиса. За последние шесть лет уровень внедрения ИИ организациями респондентов колебался в районе 50%.
В этом году исследование показало, что уровень внедрения серьезно вырос во всем мире — до 72% (Иллюстрация 1). Исследование 2023 года показало, что тогда внедрение ИИ не достигло 66% ни в одном регионе; однако в этом году более двух третей респондентов почти в каждом регионе заявили, что их организации используют ИИ. Если смотреть по отраслям, то наибольший рост внедрения наблюдается в профессиональных услугах, например, консалтинге, маркетинге, продажах, в сфере IT.
Объем использования ИИ в мире серьезно вырос за последний год, после нескольких лет незначительных колебаний

Кроме того, ответы показывают, что компании теперь используют ИИ во многих сферах бизнеса. Половина респондентов заявили, что их организации внедрили ИИ в двух или более бизнес-функциях, по сравнению с менее трети респондентов в 2023 году (Иллюстрация 2).
Исследование обнаружило, что компании стали применять ИИ в большем количестве бизнес-функций, чем раньше

Большинство респондентов сегодня сообщают, что их организации — и они сами лично — используют генеративный ИИ.
65% респондентов утверждают, что их организации регулярно используют искусственный интеллект по крайней мере в одной бизнес-функции, по сравнению с одной третью респондентов в прошлом году.
В среднем, типичная организация, использующая генеративный ИИ, делает это в двух функциях, чаще всего в маркетинге и продажах, а также в разработке продуктов и услуг (две функции, в которых предыдущие исследования показали, что внедрение генеративного ИИ может принести наибольшую ценность), а также в IT (Иллюстрация 3).
Наибольший рост по сравнению с 2023 годом наблюдается в маркетинге и продажах, где, по статистике, внедрение выросло более чем вдвое. Тем не менее, если рассматривать все области использования, 15 и более процентов респондентов сообщили только о двух вариантах применения — как в сфере маркетинга, так и в сфере продаж.
Респонденты, наиболее часто применяющие генеративный ИИ в таких функциях, как: маркетинг и продажи, разработка продуктов и услуг, IT


Генеративный ИИ также проникает в личную жизнь респондентов. По сравнению с 2023 годом респонденты сообщают, что «гораздо чаще будут использовать генеративный ИИ на работе и еще чаще будут использовать его как на работе, так и для личных нужд» (Иллюстрация 4).
Исследование выявило рост использования искусственного интеллекта во всех регионах, причем наибольший рост наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе и материковом Китае.
В то же время респонденты, занимающие самые высокие должности в своих компаниях, демонстрируют более значительный скачок в использовании инструментов ИИ для работы и вне ее по сравнению с их коллегами-руководителями среднего звена.
Что касается конкретных отраслей, респонденты, работающие в сфере энергетики и материалов, а также в сфере профессиональных услуг, сообщают о наибольшем росте использования искусственного интеллекта.
Респонденты сейчас гораздо чаще, чем в 2023 году, заявляют, что используют генеративный ИИ
Перевод условных обозначений слева направо: «Регулярное использование для работы», «Регулярное использование для работы и вне рабочего времени», «Регулярное использование вне рабочего времени», «Применяли ИИ хотя бы один раз», «Не использовали», «Не знают»

Актуальное исследование также показывает, как различные отрасли планируют бюджет на генеративный ИИ.
Ответы показывают, что во многих отраслях организации примерно с одинаковой вероятностью будут инвестировать более 5% своих «цифровых» бюджетов как в генеративный ИИ, как и в негенеративный, то есть в аналитические решения на базе искусственного интеллекта (Иллюстрация 5).
Тем не менее, в большинстве отраслей большая доля респондентов сообщает, что их организации тратят более 20% на аналитический ИИ, чем на генеративный. Заглядывая в будущее, большинство респондентов (67%) ожидают, что их организации будут больше инвестировать в ИИ в течение следующих трех лет.
В большинстве отраслей организации примерно с одинаковой вероятностью инвестируют более 5% своих цифровых бюджетов и в генеративный, и в аналитический ИИ.


Где окупаются эти инвестиции? В нашем последнем опросе впервые изучалась прибыль, создаваемая использованием искусственного интеллекта в бизнес-функциях.
Сфера деятельности, в которой наибольшая доля респондентов сообщает о снижении затрат, — это человеческие ресурсы. Респонденты чаще всего сообщают о значительном увеличении доходов (более 5%) в цепочках поставок и управлении запасами (Иллюстрация 6).
Что касается аналитического ИИ, респонденты чаще всего сообщают о снижении затрат на оказание услуг (как и в прошлом году), а также о значительном увеличении доходов от использования ИИ в маркетинге и продажах.
Организации чаще всего видят значительное снижение затрат за счет использования генеративного искусственного интеллекта в HR и увеличения доходов в управлении цепочками поставок


Онлайн-опрос проводился с 22 февраля по 5 марта 2024 года и собрал ответы 1363 участников, представляющих весь спектр регионов, индустрий, размеров компаний, специальностей и должностей. Из этих респондентов 981 заявили, что их организации внедрили ИИ по крайней мере в одной бизнес-функции, а 878 заявили, что их организации регулярно используют ИИ по крайней мере в одной функции. Чтобы скорректировать различия в показателях ответов, данные взвешиваются по вкладу страны каждого респондента в мировой ВВП.
Авторы исследования: Алекс Сингла и Александр Сухаревский — глобальные руководители QuantumBlack, AI by McKinsey и старшие партнеры в офисах McKinsey в Чикаго и Лондоне соответственно; Ларейна Йи — старший партнер в офисе Bay Area, партнером которого является Майкл Чуи, партнер McKinsey Global Institute; и Брайс Холл является ассоциированным партнером офиса в Вашингтоне, округ Колумбия.