Основанная в 1987 году, Группа «Эталон» сегодня является одной из крупнейших компаний в сфере строительства в России. Экспертизой в ТИМ федеральный девелопер занимается с 2012 года. Роман Тарасенков, директор департамента технологической платформы Группы, рассказал о том, как цифровая трансформация реализуется в компании и о собственных разработках «Эталона».
Как влияет на вашу работу инициированный регулятором перевод многих процессов в цифру, внедрение новых технологий?
Девелопмент сегодня сталкивается с постоянными вызовами. Оперативно и максимально эффективно отвечать на них позволяет цифровая платформа управления бизнесом. Это незаменимый инструмент для управления издержками и качеством современного девелоперского продукта на всех этапах его жизненного цикла.
Группа «Эталон» сделала ставку на интеллектуальные цифровые решения и на протяжении многих лет следует стратегии цифровизации бизнес-процессов, активно применяет цифровые технологии и решения в маркетинге, продвижении и продажах, а также внедряет технологичные разработки и «умные» системы в конечный продукт, что способствует развитию проектов и повышению качества жизни.
Сегодня мы видим, что цифровизации стройки и применению технологий информационного моделирования уделяется особое внимание как со стороны застройщиков, так и со стороны государства. Эксперты Группы «Эталон» с 2014 года принимают участие в разработке четкой нормативно-технической и законодательной базы в этой сфере. Специалисты компании неоднократно проводили консультации и мастер-классы для сотрудников Мосгосэкспертизы, государственной экспертизы Санкт-Петербурга, на регулярной основе учувствуют в профильных форумах и являются членами экспертного совета при Министерстве строительства РФ по вопросу поэтапного внедрения ТИМ в области строительства.
Роман, расскажите какие цифровые инструменты вы внедрили в работу компании за последние 3 года?
В рамках развития эффективных ТИМ-инструментов сбора данных в процессе проектирования и строительства Группа «Эталон» разработала собственную цифровую платформу -«CONTRUST». Продукт представляет собой многомодульную облачную платформу, которая позволяет контролировать все важные направления стройки в режиме онлайн даже с планшета или смартфона. Компания уже интегрировала в веб-интерфейс введенные в эксплуатацию модули, что позволило повысить качество и сократить сроки реализации проектов. В результате была создана полностью прозрачная и понятная система, работающая в режиме реального времени. Она объединяет различные IT-системы и позволяет оптимизировать бизнес-процессы компании на всех этапах жизненного цикла проекта. Система позволяет вести этот контроль даже из другого города. В этом году планируем вывести CONTRUST на рынок в качестве коммерческого продукта для девелоперов.
Еще одна web-информационная система – Среда общих данных (СОД) - собственный продукт компании, который позволяет работать в едином информационном пространстве и обеспечивает участникам строительного процесса онлайн-доступ ко всей необходимой рабочей и проектной документации, а также информации по проектам Группы. Это дает возможность загружать информационные модели и работать с чертежами, вносить замечания при взаимодействии проектировщика с контролирующими службами и проводить согласование документации через любое устройство, имеющее выход в Интернет. Информационная система делает весь процесс прозрачным: корректная проектная документация доступна для всех участников процесса. Даже актуальность чертежа на стройплощадке можно проверить по QR-коду, наведя на него камеру смартфона. На данный момент СОД находится в промышленной эксплуатации приблизительно два года. Так руководители могут снизить риски и издержки, увеличивать производительность и осуществлять быстрое замещение исполнителей. Главный инженер проекта может быстро выпускать разделы документации, добиться актуальности чертежей на площадке, контролировать изменения и версии. Плюсы для архитектора – упрощается коммуникация с проектировщиками, сокращаются рутинные операции, ускоряется процесс выдачи замечаний.
Планируете ли переводить в цифровой формат исполнительную документацию?
Мы уже это делаем. Специальный модуль платформы CONTRUST «Исполнительная документация» позволил значительно сократить сроки на подготовку, проверку, согласование и подписание всего комплекта ИД, эффективно контролировать все наиболее важные стадии согласования документов в режиме онлайн, в том числе, с мобильных устройств.
Новый модуль от нашей компании стал первой в России системой работы с цифровой исполнительной документацией, которая интегрирована с внутренней информационной системой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (СТРОЙФОРМ) и провела успешную регистрацию общего журнала работ в цифровом формате.
Также система готова передавать акты в xml-формате согласно требованиям Минстроя России. По примеру «Эталона» практику интеграции сегодня внедряют и другие разработчики программного обеспечения для цифровизации документов.
Какими еще инструментами пользуетесь, с кем из разработчиков ПО сотрудничаете?
В качестве 3D-вьювера для своей облачной платформы контроля строительства мы выбрали решение российской компании Tangl. Это позволяет не только заместить ушедшего с рынка западного производителя аналогичного софта, но и поддерживает возможность коммерциализации цифровой платформы Группы.
Также в 2023 году мы запустили систему прогнозирования продаж на базе искусственного интеллекта. Разработчиком выступил российский IT-интегратор НОРБИТ, который специализируется на разработке и внедрении цифровых технологий для автоматизации процессов в крупном бизнесе. Сиcтема прогнозирования позволяет оптимизировать процессы принятия решений по сделкам и увеличить их совокупную маржинальность. Сразу несколько моделей машинного обучения предсказывают вероятность заключения сделки, объемы продаж на конкретный период, определяют влияние ценовых и маркетинговых параметров на их финансовые показатели. Благодаря работе алгоритмов наши специалисты получают прогноз по каждой сделке и плану продаж в конкретных жилых комплексах и домах, в зависимости от цены и через указанный период. Это позволяет значительно сократить трудозатраты, минимизировать ошибки в расчётах, использовать для аналитики и корректировать при необходимости гораздо больше входных параметров, влияющих на закрытие сделки.