Работа по переводу строительных госуслуг в цифру системно проводится с 2012 года. За это время были созданы уникальные сервисы, помогающие застройщикам получать всю нужную информацию в режиме онлайн. Один из них – экосистема СтроимПросто. О том, какие задачи она решает сегодня и что еще она вскоре сможет предложить пользователям, рассказал на МУФ-2023 заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Андрей Курилов.

Департамент градостроительной политики постоянно анализирует востребованность своих услуг, клиентских путей застройщика и инвестора, формирует городскую отчетность, и в процессе этой работы обнаруживает узкие места и незакрытые потребности, которые еще требуют работы. Например, есть пробелы в градостроительных данных, в результате чего девелоперы не могут достоверно оценить состояние близлежащей территории и конкретного земельного участка, соответственно, начать предпроектные работы. Отсутствие единого центра, множество «точек входа», непрозрачный механизм взаимодействия с органами власти – все это затрудняет решение проблемных вопросов, возникающих при реализации строительных проектов.

Сервисы экосистемы группируются по четырем ключевым направлениям.

  • Первое направление — Цифровая площадка взаимодействия с застройщиками, которая позволит участникам строительства получать не только услуги, но и проходить все процедуры и согласования в отношении своего строительного проекта. В основе Цифровой площадки лежит цифровой паспорт объекта – это не просто совокупность скан-образов или текстов, это цифровые данные и уникальный идентификационный номер (УИН), всего на сегодняшний день собрано 43 тысяч паспортов. И наша задача эти данные постоянно обогащать, обеспечивая их точность и достоверность.

В настоящее время ведомство занимается внедрением цифровых паспортов и УИН в процессы предоставления услуг в сфере строительства, что позволит:

- упростить подачу заявлений для застройщика, предзаполнив его сведениями и документами из цифрового паспорта;
- выдать застройщику УИН на самом раннем этапе для возможности онлайн-доступ к сведениям и документам из цифрового паспорта;
- автоматизировать привязку документов и обновление сведений в цифровых паспортах (без участия человека);
- в перспективе перейти на оказание проактивных услуг и комплексных услуг (например, в конце лета уже запускаем онлайн постановку на кадастровый учет и регистрацию прав после выдачи РВ с использованием УИН).

  • Второе направление — Единый контактный центр и Консультационная площадка, которые уже успешно функционируют. Единый контактный центр – предоставляет жителям и участникам строительства ответы на различные вопросы в сфере градостроительства.

Консультационная площадка – сервис для сопровождения строительных проектов на всех этапах жизненного цикла: консультации, дорожные карты по реализации, помощь при взаимодействии с ОИВ. Специалисты предоставляют данные об особенностях работы на территории Москвы, помогают с подачей заявлений, объясняют причины отказа в предоставлении тех или иных услуг.

  • Ну и, наконец, третье и четвертое направления экосистемы: информационно-новостной канал СтроимПросто и научно-образовательная площадка.

На портале доступны такие сервисы, как «База знаний» — открытый информационный ресурс, содержащий ответы на типовые вопросы, относящиеся к градостроительной деятельности, и «Калькулятор процедур», помогающий спланировать в онлайн-режиме жизненный цикл строительного проекта с учетом заданных параметров объекта и ограничений территории.

Также на портале размещена полезная информация в разделе «Карта цифровых решений». Это структурированный каталог актуальных цифровых инструментов, применимых на различных этапах жизненного цикла строительного проекта. Сейчас там уже размещено 122 решения.

Экосистема – это еще и сильный образовательный ресурс. Так, в рамках семинаров «работа над ошибками» застройщики могут уточнить порядок прохождения процедур в сфере строительства, на площадке также проводятся конференции и круглые столы с экспертами, форумы по градостроительной тематике и цифровизации с участием девелоперов, вендоров, ОИВ и иных участников. Еще один образовательный формат, который пользуется популярностью у участников рынка — хакатоны для студентов и стартапов.

Для Стройкомплекса внедрение сервисов экосистемы СтроимПросто неразрывно связано с управленческой трансформацией, которая проявляется в изменении подходов к взаимодействию власти и бизнеса и как следствие в трансформации понимания, что такое государственные услуги. «Мы, как орган власти, меняем фокус нашего взаимодействия с бизнесом: мы перестраиваем свое взаимодействие от принципов исполнения полномочий и нацеливаемся на предоставление бизнесу и гражданам доступа к широкому спектру персонифицированных услуг и сервисов через «единую точку входа», - резюмировал свое выступление Андрей Курилов.