
Дина Назарова
18 июня 2021 года завершилось публичное обсуждение законопроекта, предполагающего внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные нормативно-правовые акты в части создания единого государственного реестра в сфере строительства. Теперь подготовленной Минстроем РФ версии предстоит получить заключение по итогам процедуры ОРВ (оценки регулирующего воздействия) и утверждение в Правительстве РФ. И в случае одобрения, нормотворческая инициатива должна вступить в силу с 1 января 2024 года. Удастся ли строительной отрасли создать единую базу объектов с информацией обо всем строительном цикле объектов капитального строительства? Насколько актуальной является эта потребность для представителей отрасли? И будут ли содержащиеся в ней данные корректными?
Суть да дело
В новой версии законопроекта в статье 50.1 ГрК РФ вводится понятие Единого государственного реестра в сфере строительства. Текст документа характеризует его как “свод достоверных систематизированных сведений об объекте капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, а также иных установленных в соответствии с настоящим Кодексом сведений”. Иными словами, одной из основных целей нового законопроекта является сведение разрозненной информации об участниках рынка, а также обо всех стадиях жизненного цикла строительного объекта в единую систематизированную базу, которой сейчас по факту не существует, и обеспечение корректной информации о строительном объекте и его цикле жизнедеятельности, которых существующие информационные платформы пока не предоставляют.
В предложенной Минстроем РФ редакции в едином реестре каждому ОКС (объекту капитального строительства) будет присвоен неповторимый идентификационный номер (ИН), по которому можно будет отслеживать всю его историю вплоть до ввода дома в эксплуатацию и его постановки на кадастровый учет. До момента получения ИН объект может действовать без данного номера.
Кроме этого, на ресурсе появится реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, реестр разрешений на строительство (РС), реестр разрешений на ввод объекта в эксплуатацию (РВ) и реестр заключений о соответствии построенного, реконструированного ОКС требованиям Госстройнадзора. В подготовленной законодательной версии предполагается, что в первом будет содержаться информация о заключениях экспертизы проектной документации объекта и результатах инженерных изысканий, а также об экономической эффективности повторного использования ПД. В реестрах о разрешении на строительство и вводе объектов в эксплуатацию должна содержаться информация о выданных разрешениях и о прекращении их действий, о соответствии или несоответствии объекта необходимым документам, а также другая необходимая информация об объектах капитального строительства. В реестре требований объекта реконструкции должна будет содержаться вся необходимая информация о выдаче заключений государственного регулятора о соответствии ПД объекта реконструкции установленным параметрам экспертизы. До начала появления всех вышеуказанных реестров информация об объектах может содержаться в Едином реестре без информации о разрешениях и результатах экспертиз.
Безусловно, в русле течений о цифровизации строительной отрасли, пока идущей не теми темпами, которых ожидает Минстрой РФ, сделано уже много. Однако именно государство является основным популяризатором этих мер, так как каждый рыночный девелопер обеспечивает для себя данное направление в необходимой ему степени производственного цикла и в удобном для него темпе, но только государственному ресурсу под силу проконтролировать и систематизировать процесс в отрасли. Эту позицию выражают и сами застройщики. “Создание Единого государственного реестра в сфере строительства (ЕГРС) – это совершенно логичная мера, соответствующая глобальной общероссийской концепции цифровизации строительной отрасли в целом. Она стоит в одном ряду с внедрением государственной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), сокращением административной нагрузки и сроков получения разрешительной документации и другими мерами, направленными на унификацию и создание условий прозрачности строительного процесса в федеральном масштабе”, - отмечает Михаил Звягинцев, бренд-директор COLDY. И в этом смысле, разработанный Минстроем РФ законопроект целиком направлен на реализацию государственного приоритета о цифровизации.
Реакция отрасли
Опрошенные участники рынка недвижимости отмечают важность единой унифицированной базы жизненного цикла строительных объектов и возможности доступа к ней. Среди безусловных плюсов они называют повышение прозрачности информации и сокращение бюрократических процедур. “Это важно не только для строительства, но и для гармоничного развития городов и роста качества жизни в них”, - подчеркивает Александр Меркулов, директор по девелопменту Level Group.
“Сейчас данные об объектах накапливаются в базах различных ведомств, интеграция между которыми очень слабая. Процедуры получения и контроля разрешительной документации достаточно сложные, однако зачастую в регионах помимо федеральных действуют свои собственные нормативные документы, что делает ситуацию еще более запутанной”, - жалуется на нынешнюю ситуацию Наталья Шаталина, генеральный директор сервиса "Синица", аналитика новостроек Московского региона. Предполагается, что новый реестр, инициированный государством, позволит эту неоднозначность решить.
Часть экспертов, впрочем, выражают опасения в точности данных, которые будут содержаться в новой системе. С одной стороны, для аналитиков она послужит дополнительным источником для верификации информации об участниках рынка. С другой, “в случае расхождения данных, например, с наш.дом.рф неизбежно возникнет вопрос, какому ресурсу стоит доверять и учитывать при проведении исследований рынка”, - отмечает Святослав Куланин, начальник отдела оценки Sminex. Более осторожно высказывается его коллега, Илья Федотов, заместитель директора по строительству ГК «Insigma». «Технологичность, открытость, доступность – безусловные плюсы системы для огромной территории нашей страны, если площадка действительно будет работать в заявленном формате», - отмечает он. Среди других недостатков эксперты называют непрозрачность заполнения анкет об объектах: части информации не хватает, несмотря на публикацию их на сайтах застройщиков, а внесение изменений в систему возможны только на платной основе. Такое условие представляется “удивительным, учитывая, что в реестре указаны неточные данные, а мы стремимся исправить ошибки”, - считает Анжелика Большегородская, председатель объединенного застройщика "Мегалит-Охта Групп".
Предполагается, что новый реестр позволит избежать неточностей и создать единую унифицированную цифровую базу новостроек, а также отслеживать весь строительный цикл. Из текста законопроекта также следует, что в ведении Минстроя РФ разработка стандартов по ведению Единого государственного реестра в сфере строительства, унификация документов, представляемых в реестр и способов их подачи, а также определение размера оплаты за пользование реестром. К 1 января 2023 года Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти в регионах должны принять соответствующие нормативно-правовые акты, следующие из закона, чтобы с 1 января, в случае одобрения, он вступил в силу.