Диспетчер “в облаке”: управление инженерными системами

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Во многих современных зданиях инженерными системами – отоплением, вентиляцией, кондиционированием, освещением – можно управлять удаленно с помощью диспетчерского центра. А что если вместо такого центра будет облачный сервис и удобный веб-интерфейс? Иван Кондратенков, руководитель направления автоматизации инженерных систем и СКС ИТ-компании КРОК, рассказывает, почему у облачной диспетчеризации есть все шансы потеснить традиционную.

Что такое облачная диспетчеризация и чем она отличается от традиционной?

Любая диспетчеризация нужна для управления инженерными системами и мониторинга их работы. Чтобы управлять ими, нужна локальная автоматика (контроллеры, датчики, счетчики и т. д.), сеть передачи данных и вычислительные мощности. Все это позволяет диспетчеру видеть, как работает инженерное оборудование и настраивать его определенным образом - например, так, чтобы в ночное время в пустующих помещениях кондиционеры работали в энергосберегающем режиме.

В отличие от традиционной диспетчеризации облачный сервис не требует создания диспетчерского пункта (а значит и капитальных затрат). Мониторинг и управление инженерными системами осуществляется с помощью облачной цифровой платформы. Все данные о работе инженерных систем служба эксплуатации получает в веб-интерфейсе, ну а доступ к нему возможен из любой точки.

Где может применяться облачная диспетчеризация?

Практически на любых объектах - будь то офисное здание, бизнес-центр или склад. Она подходит и для временных сооружений, которые возводятся для ярмарок или сезонных мероприятий. Но особенно такие решения перспективны для сетей с территориально распределенными филиалами - для банков, розничных магазинов, аптек, АЗС. В этом случае создавать систему диспетчеризации для каждого объекта просто-напросто невыгодно. А облачная диспетчеризация позволяет следить за работой инженерных систем сразу на всех объектах. При этом сервис предоставляется по подписке, а развернуть его можно даже за пару недель.

При чем здесь энергоэффективность?

«Умное» управление инженерными системами – суть любой системы диспетчеризации. Как известно, за счет настройки инженерного оборудования и его автоматизации можно существенно сократить расходы на электроэнергию.

Приведу пример: не так давно мы внедряли облачную диспетчеризацию на одной из крупных сетей АЗС. Начали мы с того, что скоординировали работу всех инженерных систем на автозаправке. Например, настроили работу внешнего освещения так, чтобы оно зависело от времени года и времени суток, а в некоторых помещениях сделали автоматическое включение и выключение света от датчика присутствия.

Предусмотрели и ситуации, связанные с созданием комфортного климата, – так, теперь на заправке нельзя включить кондиционирование и отопление одновременно, как это часто бывает осенью или весной. В результате энергоэффективность «умной» АЗС увеличилась более чем на 20%, по сравнению с аналогичными периодами в прошлые годы.  

Есть ли особенности в эксплуатации здания с облачной диспетчеризацией?

В любом здании может случиться авария с инженерными системами. Но если объект находится удаленно, то нужно сразу понимать, где именно произошел сбой и какую именно сервисную бригаду необходимо отправить на место. При облачной диспетчеризации система дает возможность увидеть, где именно и какая поломка случилась. В итоге это помогает службе эксплуатации сокращать расходы на ремонтные и профилактические работы. Кроме того, облако — это вычислительные мощности и хранение больших объемов данных, а значит, есть возможности для машинного обучения, нейросетей и, в конечном счете, для предиктивного обслуживания инженерных систем.

Кстати, если в какой-то момент служба эксплуатации поймет, что необходимо добавить в мониторинг новые параметры, это можно быстро сделать с помощью устройств и технологий интернета вещей. Например, если компания решит, что теперь для нее важно следить за влажностью воздуха, достаточно будет разместить датчики, подключить их к сети передачи данных и этот показатель тоже можно будет отслеживать.

В заключение добавлю, что в перспективе управляемые облачные сервисы могут использоваться и для мониторинга работы городских служб – например, коммунальщиков или парковочных сервисов, и это станет еще одним шагом к созданию умного городского пространства. Например, с помощью датчиков и облачного программного обеспечения можно следить за наполняемостью мусорных контейнеров или контролировать уровень шума на стройплощадках.