Одна из тем продолжающегося в эти дни Московского урбанистического форума – будущее Москвы как одного из передовых «умных» мегаполисов мира в рамках глобальной стратегии развития-2030. Ведущие эксперты отрасли – о том, что уже есть и признано лучшим, что скоро будет, и чего городу очень не хватает.

Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL:

Если говорить про некоторые конкретные недавние строительные проекты, оказывающие очевидно положительное влияние на развитие городской среды, можно выделить один из мегапроектов – «Индустриальные кварталы». По состоянию на 2022 год в проработке находилось около 150 проектов КРТ. Общий объем инвестиций оценивается в 7-8 (разные цифры от разных источников) трлн рублей. Планируется, что мегапроект позволит создать около 550-570 (снова же, разные цифры от разных источников) тысяч новых рабочих мест Развитие старых индустриальных зон позволит привнести высокотехнологичные рабочие места в город, повысив его экономический потенциал, а также положительно скажется на его облике.

Затем, безусловно – развитие Южного и Северного речного порта. И здесь, на мой взгляд, город получит сразу два бенефита. Первый – появление нового экологичного вида транспорта, который повышает доступность территорий и обладает рекреационным потенциалом. Второй - редевелопмент зон рядом с речными портами с возведением современных МФК и ЖК.

Ну и, конечно, строительство МЦД, БКЛ, удлинение веток метро. Они кардинально и качественно изменяют сообщение Москвы не только с ближайшим Подмосковьем и Новой Москвой, но и улучшают связи внутри города, снижая нагрузку на существующие ТПУ. Как подтверждение - увеличение стоимости лотов рядом со станциями МЦД и БКЛ, которое опережает средние темпы роста стоимости жилья по всему городу.

На четвёртом месте, очевидно, реновация: обновление жилого фонда под меняющиеся нужды города. И затем – реновация рекреационных зон, включая скверы и парковые зоны, расширение спортивных зон.

Развитие любых новых территорий, в свою очередь, позволяет расти строительному рынку. Многие нестоличные компании выходят на рынок Москвы как раз в таких проектах. Например, питерская LEGENDA будет участвовать в развитии Северного речного порта.

Ну а ставка города на цифровую революцию позволяет оптимизировать многие механизмы, избавиться от лишних посредников и повысить точность анализа.  Что касается планов на будущее, то, возможно, стоит подсмотреть опыт европейских и американских коллег, которые размещают масштабные многокорпусные кампусы в городской черте, расположенные на единой обширной территории. Развитие одного из московских вузов в такой плоскости стало бы знаковым проектом.

Евгения Осипова, директор по продажам ADG group:

В Москве за последние годы проделана большая работа по модернизации транспортной системы города. Помимо масштабных проектов вроде строительства новых линий метро и БКЛ, МЦК и МЦД, модернизации линий наземного транспорта, это также работа по увеличению доступности средств микромобильности и сервисов MaaS (мобильности как услуги). Все это помогает комфортнее перемещаться по городу.

Помимо этого, идет активная работа по развитию локальных городских сообществ в соответствии с трендом на гиперлокальность и ухода от централизации, который также еще называют концепцией 15-минутного города. Здесь городские власти развивают среду, в которой есть всё необходимое для комфортной жизни в шаговой доступности от дома.

Проект девелоперской компании ADG group тоже, конечно же, помогает в этой работе, а также в развитии локальных сообществ, создании современной городской инфраструктуры и новых точек притяжения для жителей разных районов Москвы. Местные жители приходят в районные центры «Место встречи» не только за необходимыми товарами, но и за возможностью интересно провести время вместе с друзьями и близкими.

Константин Злобин, директор по развитию компании «Астерра»:

Но известное «Бытие определяет сознание», в первую очередь, демонстрирует, как социум влияет на человека. Люди давно это осознали и перестали искать компромиссы, в частности, когда вопрос касается жилья. Все теперь хотят жить близко к работе, в комфортном и стильном пространстве, чтобы школа, клиника, магазины и салоны красоты были рядом, чтобы пространство было безопасным.

Но недавно добавился ещё один пункт — сообщество. В истории всё циклично, и сегодня люди снова пришли к тому, что они хотят знать своих соседей. «Человейники» и высотные здания уходят на второй план. В мире много примеров проектов, отвечающих этим требованиям, и Россия не исключение. Например, технологичные города-спутники, такие как Сколково и Иннополис, в которых есть все вышеперечисленное, плюс там есть как раз сообщества: людей объединяют общие интересы и схожие ценности. Жить в таких районах комфортно, нет необходимости выбирать между комфортом для жизни и ведением бизнеса — они построены так, чтобы все было рядом. И успех этих проектов говорит о том, что люди к ним готовы и испытывают потребность в них. 

Современная урбанизация вообще должна отвечать на три важных вопроса: несет ли она пользу, обладает ли техническим совершенством и радует ли глаз? Так вот, в новых мегапроектах Москвы можно переосмыслить подход и выработать основные принципы современной урбанизации для столицы с тем, чтобы сделать ее более удобной, здоровой, экологичной, красивой. Все это даст толчок как для девелопмента, так и для строительного рынка в целом.

Ольга Благовещенская, президент Академии городов-университетов, сопредседатель Конфедерации городов комьюнити:

Среди них – Московская кольцевая линия, Большая кольцевая линия, Московские центральные диаметры, строительство новых дорожно-транспортных развязок, хорд, и активное строительство новых веток метрополитена и реконструкция депо. В результате началось и массовое строительство жилых кварталов, социальных учреждений, с запуском программы реновации.

Запуск ключевых проектов Москвы положил начало и усовершенствованию градостроительной деятельности.

Произошло исключение на законодательном уровне массы устаревших нормативно-правовых документов – в итоге в разы сократился срок получения различных согласований и необходимой исходно-разрешительной документации при строительстве, а также при сдаче объектов в эксплуатацию.

Запуск новых ключевых проектов также повлиял и на производителей отечественных строительных материалов.

Девелоперы, в свою очередь, получили возможность вывести на принципиально иной уровень социальную инфраструктуру в новых жилых кварталах – это был действительно переломный момент не только для строительной отрасли, но и для всего бизне-сообщества в целом. В новых кварталах появились новые же магазины, пункты выдачи, салоны красоты и т.д., что привело к росту налоговых отчислений.

Если же о будущем, то в России, на мой взгляд, пока очень не хватает высокоскоростных железнодорожных магистралей. Это дало бы непременный положительный экономический рост, а также стало толчком к формированию новых жилых агломераций, выравниванию стоимости жилья в крупных городах. Для примера можно привести современную транспортную железнодорожную инфраструктуру высокоскоростных магистралей в Китае, где длина составляет 38 тыс. км. (скорость поездов достигает 400 км/ч). В России такие магистрали по состоянию на 2023 год отсутствуют.

Михаил Аркинд, основатель Hotel Art Consulting:

Привлечением художников или формированием арт-коллекций для общественных пространств ЖК, бизнес-центров или отелей инвесторы занимаются самостоятельно или с привлечением арт-консультантов. Также есть мировые примеры, когда этот 1% направляется в специальные городские фонды, которые уже работают с художниками и помогают девелоперам с интеграцией искусства. Москва, как передовой мегаполис, может стать примером для других городов в таком осознанном развитии арт-среды новых проектов и при редевелопменте исторических объектов.

В индустрии гостеприимства могут быть разработаны как форматы дополнительных субсидий на интеграцию искусства, так и отдельные преференции при получении льготных кредитов на строительство отелей, глэмпингов и других объектов размещения в рамках уже работающих федеральных и региональных программ.

Работа с артом должна быть выгодна не только в форме PR-дивидендов для функционирующих проектов, но и уже на этапе планирования новых отелей и других девелоперских проектов. И речь не только про работу с современным искусством. Собрать для небольшого московского отеля, например, коллекцию исторических гравюр или библиотеку старинных изданий — такие инициативы тоже должны поощряться. Любое развитие культурного контекста в общедоступных объектах в итоге оценят как гости, так и местное сообщество.

Александр Рудаков, проект-менеджер, департамент стратегического консалтинга RealJet:

В этой связи, План развития Москвы на период до 2030 года не только подтверждает важность интеграции информационных технологий в городскую жизнь, но и является четким свидетельством того, что российское градостроительство следует современным тенденциям и ориентировано на создание цифровой и технологически развитой среды.

На фоне этого контекста выделяются мегапроекты, такие, как Большая Кольцевая Линия метро (БКЛ), Московское Центральное Диаметральное метро (МЦД) и Московское Центральное Кольцо (МЦК), играющие роль высокотехнологичных ключевых элементов городской инфраструктуры. Все они в итоге стали неотъемлемой частью городской среды и способствуют активному обсуждению в рамках городского развития, девелопмента и строительной индустрии. Их важность не ограничивается просто функциональностью, они также символизируют ориентацию Москвы на современные технологии и инновации, а также демонстрируют способность города адаптироваться к быстро меняющимся требованиям.

Исследования, проведенные RealJet, указывают на тесную связь между развитием инфраструктуры и экономической эффективностью коммерческих объектов. Одним из видимых результатов этой взаимосвязи является существенное повышение стоимости аренды квадратного метра коммерческих площадей, расположенных в инфраструктурно-развитых районах, что, в свою очередь, не только улучшает бизнес-показатели, но позволяет таким районам расти, попутно развивая все смежные сферы.

Однако помимо экономических выгод, стоит подчеркнуть, что интеграция информационных технологий также делает город более доступным и комфортным для жителей и посетителей. Этот процесс не только упрощает доступ к разнообразным услугам и сервисам, но и сэкономит время граждан, позволяя им избегать необходимости посещения объектов лично. Стоит также подчеркнуть важное социальное значение этого подхода, который делает услуги более доступными для маломобильных категорий и создает равные возможности для всех слоев населения.

Сегодня основным направлением в сфере развития города становится обеспечение упрощенного доступа не только к основным, но и ко всем остальным видам услуг и объектам.

Кроме того, адаптация к новым тенденциям в архитектуре и градостроительстве становится важной составляющей успешной модернизации. Важно найти баланс между инновациями и гармонией с окружающей средой, учитывая, что внедрение новых элементов в городское пространство может оказать влияние на общее восприятие и комфорт горожан.

Помимо этого, стратегия развития должна акцентироваться на необходимости аккуратной и пошаговой работе с населением. Эра информационных технологий вообще кардинально повлияла на опыт взаимодействия горожан с их окружением. План развития Москвы на 2030 год является проявлением стремления к интеграции технологий во все аспекты городской жизни. Мегапроекты, маркетинговые исследования и учет потребностей населения должны служить основой для разработки стратегии, обеспечивающей баланс между инновациями и социальными потребностями.

Евгений Иванов