Главной темой форума «РОСТИМ» в 2024 году стала цифровизация гражданского строительства на основе технологий информационного моделирования (BIM/ТИМ). Александр Высоцкий, генеральный директор Vysotskiy consulting, в своем выступлении рассказал, с чего стоит начать переход на BIM и какую роль эти технологии играют в глобальной стратегии компании.

Процитирую философа Сунь-цзы: стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — просто суета перед поражением. Если перекладывать это на язык нашей с вами работы в контексте строительного рынка, то можно сказать, что если у вашей компании есть большая глобальная цель, но нет пошагового плана, то к этой цели вы будете идти очень долго.

Если у вашей компании есть конкретные шаги, но нет глобальной цели, то, к сожалению, в современных реалиях компании тяжело будет оставаться на плаву. При этом BIM – один из рабочих инструментов, сами по себе технологии не являются конечной целью, но позволяют работать эффективнее и становятся частью реализации глобального плана.

Из чего вообще состоит работа по стратегии? Сначала делается аудит и формируется глобальная цель. То есть зачем мы применяем BIM, потому что BIM - это инструмент достижения наших выгод. Затем разрабатывается стратегия, доводится до участников и потом поддерживается при рабочем процессе. На каждом из этапов есть множество нюансов, без учета которых конечный результат может быть ошибочным и не принести ожидаемого эффекта. Остановимся на этом подробнее.

Почему так важен аудит? Некоторые руководители могут сказать, что и так знают о проблемах. На самом деле нет: в нашей практике мы всегда находили большое количество серьезных проблем, про которые руководство не знало вплоть до разных курьезных ситуаций.

Стартовый аудит решает две основные задачи. Во-первых, это фиксация глобальной цели, куда мы хотим прийти и где мы сейчас находимся. Второй момент - выявление проблем до того, как они могут появиться.

Мы делим аудит на пять этапов:

  1. Подготовительный: определение областей аудита, состава материалов, очных и заочных мероприятий.
  2. Сбор информации: организационная и BIM-структура, состав ПО, рабочие процессы, имеющиеся модели, опрос сотрудников.
  3. Стратегическая сессия с руководством компании.
  4. Очные встречи с отделами.
  5. Подготовка отчетности.

Итак, вы собрали первичную информацию, поняли, где какие проблемы, видение со стороны руководства, видение «снизу», дальше формируется стратегия. В этой стратегии вы прописываете, как конкретно BIM позволяет вам двигаться к глобальным целям компании. После этого ставите цели на два горизонта.

Мы считаем, что имеет смысл планировать работу компании на горизонте трех лет, стратегически, к чему вы глобально хотите прийти. И на горизонте года - когда формируется пошаговый план. Потому что планировать на меньший срок — недальновидно, планировать на больший в условиях турбулентности смысла мало.

Следующий шаг, который часто недооценивают - доведение стратегии до сотрудников, формирование офиса трансформации и реализация плана. Мы часто встречаем заблуждение, что достаточно лишь разработать стратегию и издать приказ о её реализации. Но на практике этот этап тоже требует контроля со стороны руководства. Шаг включает три основные стадии:

  • формирование команды трансформации; привлечение активной аудитории компании, которая может донести смыслы и преимущества до остальных;
  • доведение стратегии до сотрудников;
  • начало реализации.

Следующий важный этап - промежуточный аудит. Продвижение по стратегии без промежуточного аудита и контрольных точек — негативная практика.

В процессе реализации внешние и внутренние условия меняются, поэтому необходимо контролировать курс и своевременно вносить корректировки. Например, изменилось законодательство, разработка потребовала больше времени, поменялись требования заказчика, возникли технические проблемы и так далее.

Поэтому мы рекомендуем не пренебрегать промежуточным аудитом. Его делают по похожей схеме, но несколько проще стартового: в начале очный аудит, затем обработка результатов и формирование отчета с метриками и рекомендациями.

В завершении вновь хочется процитировать восточную мудрость: мастер совершил больше ошибок, чем новичок попыток. Главное - понимать, куда нужно двигаться, делать это поэтапно и тогда все получится.