Как планируют, проектируют и обустраивают современные школы, чтобы они были эффективны для детей и взрослых – рассказывают эксперты отрасли. О том, что такое «правильная» школа в сегодняшнем ее прочтении – читайте в нашем первом материале.

Историю в архитектуру

Девелоперы все чаще привлекают к проектированию школ архитекторов и дизайнеров, специализирующихся на образовательных пространствах, констатирует Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management. От архитекторов ожидают, что они заложат инструментарий, который позволит преобразовывать учреждение под каждое новое поколение детей. Правильная школа должна давать детям эмоции, впечатления, социальность, поясняет эксперт.

Современным школьным зданиям нужно быть беспрецедентно гибкими, чтобы ребенок имел возможность подстроить под себя место, где он обучается. При этом здания должны быть экономически эффективными, то есть не возлагающими финансовую нагрузку на девелопера, оператора или государство.

Среди архитектурных трендов последних лет эксперт выделяет:

  • отсутствие коридоров;
  • расположение учебных блоков в кампусах;
  • наличие большого объединяющего пространства - «сердца» школы;
  • минимализм в отделке и использование ярких насыщенных оттенков;
  • классы-трансформеры с современным оснащением, например, акустическими стенами и потолками, мобильной мебелью, увеличенные окна для оптимального уровня проникновения естественного света.

Прежде всего, архитекторы пересмотрели подходы ушли от чрезмерно ярких фасадных и интерьерных решений с применением разных цветов или сказочных персонажей, добавляет Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL. В фасадах теперь могут быть использованы декоративные деревянные панели, ламели, то есть элементы, не свойственные архитектуре школ советской эпохи.

Что касается пространственного размещения школы на территории квартала, то здесь, по её словам, пока застройщики не пришли к единому решению.

«Учреждение в центре создает нагрузку на транспортную инфраструктуру, как минимум, два раза в стуки в одинаковое время (когда детей привозят и забирают), – поясняет г-жа Ишметова. – Поэтому уже есть попытки переместить школу на край участка застройки, чтобы разгрузить транспортную сеть. При этом рядом предусматриваются парковки с ограниченным временем для автомобилей, а также для легкого колесного транспорта (велосипеды, самокаты и т. п.). В некоторых случаях застройщики отказываются и от ограждения (полностью или частично) школы от пространства района, интегрируя ее территорию в общее благоустройство».

В новых школах вообще особое внимание уделяется интеграции объектов в природный и исторический контексты. Например, использование раздвижных стен и потолков позволяет размыть границы между внутренним и внешним пространством. Усилился акцент и на зонах рекреации и благоустройстве, которые занимают значительное место в проектировании, предоставляя ученикам возможности для активного отдыха и общения.

«Сегодня в центре внимания – ученики, – резюмирует Леонид Волох. – Это проявляется не только в появлении новых образовательных программ и методик, но и в архитектуре школьных зданий. Современная школа должна быть не просто местом для получения знаний, но средой, способствующей развитию личности ребенка, его индивидуальных способностей и интересов.

Подход требует создания гибких, многофункциональных пространств, которые можно легко адаптировать под различные образовательные задачи. Школы должны стать пространствами для творчества, сотрудничества и активного обучения, где ребенок чувствует себя комфортно и вовлечен в учебный процесс».

Жизненная необходимость

Школы и детские сады давно рассматриваются не просто как образовательные заведения, но как полноценные многофункциональные общественные центры, соглашается с другими собеседниками СтроимПросто Андрей Софронов, главный архитектор и управляющий партнер проектной мастерской ITEM.

Они по умолчанию проектируются и становятся точками притяжения для местных сообществ, где, помимо основного образовательного процесса реализуется различный досуг. Это может быть дополнительное образование, спортивные секции, патриотические движения и другие формы общественной активности.

«Коворкинги, медиатеки, лаборатории, мастерские, зоны отдыха и психологической разгрузки, – перечисляет Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – В детских садах и школах появляются специальные зоны для рисования, лепки, конструирования и других видов деятельности. Кстати, все современные детские сады и школы проектируются с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В зданиях предусматриваются пандусы, лифты».

На этом фоне изменился подход и к проектированию прилегающих территорий, указывает Андрей Софронов. Участки школ и детских садов теперь играют серьезную рекреационную роль в городской среде. Согласно нормам, большая часть этих территорий должна быть озеленена, что вносит значительный вклад в экологию района и создает комфортную среду для жителей.

Гости из будущего

В ближайшие 5-10 лет в России будет реализовано множество фиджитал-проектов, где цифровые решения неотделимы от образовательного процесса и полноценно интегрированы во все системы здания, считает Вера Синицына, директор по продукту AFI Development.

Одним из самых интересных проектов ближайшего будущего Леонид Волох называет строительство филиала Курчатовской школы в жилом комплексе, расположенном на северо-западе Москвы.

«Новый филиал сможет обслуживать 815 учащихся, включая 300 мест для начальных классов и 515 мест для среднего и старшего звена. Общая площадь здания составит более 16,4 тыс. кв. метров, оно будет пятиэтажным, с современными учебными и спортивными помещениями.

В проекте школы предусмотрены:

  • IT-полигон;
  • библиотека-медиатека;
  • лабораторно-исследовательский комплекс;
  • многоуровневый амфитеатр для культурных мероприятий.

Спортивный потенциал школы будет реализован через два современных спортивных зала и обширное спортивное ядро с игровыми площадками и тренажерами. Завершение строительства филиала Курчатовской школы запланировано на начало 2026 года».

«Современное обучение невозможно представить себе без компьютерных технологий, – напоминает эксперт. – Но обычно их внедрение в образовательный процесс ограничивается оснащением кабинета информатики стандартными компьютерами с базовым набором программ, установкой электронных досок и проекторов.

В некоторых же школах, как, например, в "Преображенской площади", создается расширенная цифровая инфраструктура, включая IT-полигоны. Их появление связано с изменениями на рынке труда: именно IT-специалисты стали одними из самых востребованных в стране, в отрасли наблюдается острый кадровый дефицит».

Завтрашний день

Чтобы создавать успешные и устойчивые образовательные проекты, девелоперам теперь нужно думать не на пять, а на десять-пятнадцать лет вперед, считает Леонид Волох.

«Запрос на образование как продукт на государственном уровне и в обществе ведь будет только расти. И в то время как магазины и рестораны больше не являются дефицитом, есть нехватка хороших школ и детских садов. Именно девелоперы, которые смогут удовлетворить этот растущий спрос, будут конкурентоспособны и успешны в будущем».

Леонид Волох

Образовательные учреждения будут все глубже интегрироваться в городскую среду, становясь не только местом получения знаний, но и центром социальной активности района, соглашается Андрей Софронов. На это будут влиять как запросы общества на многофункциональные пространства и рост качества среды, так и стремление к оптимизации городской инфраструктуры.

Эксперт ожидает и дальнейшего развития технологий в строительстве и проектировании, что позволит создавать более эффективные, экологичные и адаптивные образовательные пространства.

Строительный бизнес будет всё активнее работать с образовательными типологиями, совершенствовать их, приглашать к сотрудничеству на данном направлении внешние архитектурные бюро, поддерживает Алексей Кибкало, главный архитектор бюро Syntaxis.Klass.

«Это позволит не только повысить спрос на свой девелоперский продукт, но и создать лучшие условия для развития юных талантов, – уверен г-н Кибкало. – Для получения качественного обучения в XXI веке необходимо предусматривать пространства, которые будут закрывать самые разнообразные потребности учеников.

Наступление цифровой эры диктует необходимость активного внедрения передовых технологий в образовательный процесс, а значит – тренд по их интеграции в школы будет усиливаться.

Модульность и гибкость станут одним из важных ориентиров развития образовательной архитектуры. В школах начнет появляться все больше мебели и предметов окружения, которые можно легко перемещать для быстрой смены характера обучения. Все это приведет к тому, что дети и учителя смогут персонифицировать среду в зависимости от настроения, деятельности, потребностей».

Кроме того, в Москве и других крупных городах будет расти количество школ-пансионов, где дети живут весь учебный год, полагает Сергей Остроух, основатель компании ИМАГО. «Мы уже участвуем в нескольких таких проектах, которые скорее похожи на создание маленьких городов с образовательным уклоном и акцентом на спорт,– рассказывает эксперт. – Это еще одна тенденция переосмысления образовательных объектов, выражающаяся в сближении пространства школы, работы и жизни в целом».

«Но не менее важно помнить, что создание качественной школы – это только первый шаг, – подчёркивает Леонид Волох. – Не менее важный аспект – обеспечение качественного обслуживания. Новые учебные заведения по уровню технической оснащенности не уступают первоклассным офисным зданиям. Если это частная школа, где взносы родителей на учебу идут не только на заработную плату преподавателей и обеспечение учебного процесса, но и на финансирование эксплуатации, такая школа будет иметь все шансы на долгосрочную устойчивость.

Таким образом, успешное развитие образовательных проектов будет зависеть не только от их первоначального строительства, но и от комплексного подхода к финансированию и обслуживанию, что позволит обеспечить высокое качество образования и удовлетворение потребностей учащихся и их родителей».

Евгений Иванов