С каждым годом возможности для образования и реализации самых разных интересов подрастающего поколения расширяются. И в этом процессе задействовано огромное количество людей, чья роль на первый взгляд неочевидна. Помогают и национальные проекты, о запуске которых в начале года объявил президент РФ Владимир Путин.

Так проект «Образование» направлен на строительство школ, организацию центров дополнительного образования, появление мастерских в колледжах. А вот какими они будут, как будут устроены и обустроены – расскажет Юлия Тряскина.

Архитектура школ все чаще рассматривается как полноценный инструмент образовательного процесса. При создании школ мы стремимся формировать пространства, которые не только обеспечивают физический комфорт, но и способствуют развитию важнейших навыков у учащихся – критического мышления, быстрой обработки информации и ее оценки.

Например, в проекте школы «Точка будущего» в Иркутске мы отказались от закрепления предметов по классам, остались только лаборатории. Дети могут свободно перемещаться по школе и заниматься в любом помещении, которое трансформируется под задачи педагога или куратора. Такой подход направлен на то, чтобы научить детей быть авторами собственной жизни.

«Точка будущего» в Иркутске — UNK project

А в Школе перспективных исследований Тюменского государственного университета выделили пространства для индивидуальной работы, которые трансформируются под разные сценарии, а также большие аудитории для нескольких групп.

Школа перспективных исследований — UNK interiors

Ну и напомню, что ситуация в строительной отрасли России сейчас непростая. Рост себестоимости строительства и санкционное давление серьезно повлияли на нашу работу. Это потребовало пересмотра бюджетов многих проектов.

Однако архитекторы и строители ищут новые решения и замещают зарубежные материалы и оборудование отечественными. В школах теперь чаще используются российские системы вентиляции, освещения, отделочные материалы.

Стала ключевым трендом и оптимизация проектных решений.

Важную роль здесь сыграло внедрение BIM-технологий. Мосгосэкспертиза отмечает, что это позволяет сократить сроки проектирования на 20-30% и значительно уменьшить количество ошибок в документации.

Впрочем, и здесь есть проблемы, потому что западные вендоры стали отзывать лицензии на свой софт, используемый в проектировании. Но нашелся выход – типовое проектирование, которое стало еще одним важным направлением.

В Москве, например, разработано несколько базовых проектов школ на 300, 550 и 1100 мест, которые можно быстро адаптировать под конкретный участок.

Кроме того, мы продолжаем внедрять инновации. Так, в некоторых школьных проектах уже используются отечественные системы «умный дом» для оптимизации потребления энергии и воды.

Развивается и модульное строительство. Сегодня уже большое количество строительных компаний предлагает возвести в кратчайшие сроки школу из готовых модулей. Усиливается и тенденция к использованию архитекторами и девелоперами местных и вторичных материалов, что не только сокращает затраты на логистику, но и соответствует современным требованиям экологичности и устойчивого развития.