На рынке недвижимости России все чаще можно встретить алармистские настроения. И если сразу после отмены программ льготного ипотечного кредитования девелоперы «держали марку», то к концу года все отчётливее стали слышаться голоса о серьёзных трудностях даже у гигантов рынка. Застройщики, памятуя о кризисах прошлых лет, готовятся к не самым простым временам и пытаются выбрать наиболее жизнеспособную стратегию поведения.

Денис Коноваленко поделился советами как не только минимизировать потери, но и расширить компанию в условиях турбулентности.

В условиях такой турбулентности перед любой компанией стоит задача повышения эффективности работы, оптимизации бизнес-процессов, устранения недочётов в организации труда и перераспределения ресурсов компании. Важно помнить, что любой кризис – это время возможностей. История знает примеры, когда компании в подобных условиях благодаря мобилизации сил и ресурсов не только безболезненно переживали трудности, но фактически выходили на иной более высокий уровень.

Денис Коноваленко

Антикризисный пакет от эксперта:

Импортозамещение. Там, где это возможно, необходимо использовать материалы не американского и европейского производства, а сопоставимые по качеству отечественные. Сейчас объемы производства стройматериалов в России значительно выросли и в целом покрывают потребность строительства массового жилья.

Я не понаслышке знаю о востребованности отечественной продукции: у Прайм Лайф есть собственный завод по производству окон и комплектующих: производство работает на полную мощность.

Использование собственных ресурсов. Не секрет, что широта и полнота компетенций в кризисных условиях позволяет сэкономить. Это понимают многие наши коллеги. Мы видим, как девелоперские компании создают собственные архитектурные бюро, наращивают потенциал подрядных подразделений, а то и вовсе расширяют производства стройматериалов.

И у Прайм Лайф есть собственная подрядная компания. Помимо чисто финансовых вопросов, здесь бонусом идет качество управления – инженерный состав более точно понимает цели и задачи на проекте. Но я бы предостерег «раздувать» компании до так называемого полного цикла. Такой бизнес, скорее всего, в перспективе будет испытывать сложности.

Масштабирование и расширение своего подрядного бизнеса для участия в реализации сторонних проектов. Все мы знаем – как сложно сейчас найти на рынке компетентную команду, способную не просто выполнить объем, а что называется «ответить» за качество. В нынешних реалиях у производителей стройматериалов и собственников подрядных организаций есть возможность принять участие в столичной программе реновации, в проектах КРТ и расселения аварийного и ветхого жилого фонда и многих других. Благо, правительство запустило несколько нацпроектов с десятком программ.

Кстати, о федеральных и региональных программах поддержки. Не стоит пренебрегать теми инициативами и программами, которые реализуют федеральные и местные власти.

Например, в Москве действует льготная программа смены вида разрешённого использования земельных участков. Так, при создании мест приложения труда в рамках проекта строительства жилья, предусмотрено уменьшение платы на стоимость выкупа земельного участка или предоставление рассрочки на срок строительства или реконструкции объекта. Грех этим не воспользоваться, тем более что создание коммерческой инфраструктуры будет способствовать повышению капитализации проекта.

Есть и другие региональные программы, нужно внимательно изучать их условия. Безусловно, каждый случай индивидуален, но найти поддержку у государства сегодня можно.

Диверсификация. В последнее время много говорится о необходимости выстраивания мультиформатного бизнеса. Это справедливо. Кризис подталкивает застройщиков расширять сферу своих интересов – заходить на новые рынки, осваивать смежные отрасли, в конце концов, просто расширять географию. Могу сказать, что наша компания так и поступает.

Ну и вернемся к вопросу о кадрах. В сложившихся условиях становится как никогда, очевидно, даже тем, кто раньше этого не понимал, что кадры решают всё! Сейчас девелоперскому бизнесу, который хочет быть успешным нужно удерживать кадры, а при возможности и привлекать новых высококвалифицированных специалистов, освобождающихся на рынке.