Москва – важный транспортный узел, обслуживающий российские и международные рейсы. Немалая роль при этом отводится железной дороге, поэтому в столице целых 10 ж/д вокзалов с общим пассажиропотоком свыше 28 млн человек (по данным РЖД за 2017 г.).
Общие особенности железнодорожных вокзалов Москвы
- Большинство вокзалов – начально-конечные тупиковые пункты, то есть служат для рейсов с отправной или конечной точкой в Москве. Сквозные пути работают на Восточном, Савеловском, Белорусском и Курском вокзалах.
- Все столичные ж/д вокзалы имеют пересадку на метро.
- Вокзалы Белорусский, Киевский и Павелецкий имеют сообщение с аэропортами столицы: Шереметьево, Внуково и Домодедово соответственно.
- Все вокзалы, за исключением Восточного, обслуживают пригородные электропоезда.
- Больше всего пассажиров принимает Ярославский вокзал, на втором и третьем местах – Курский и Казанский.
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал – крупнейший в Москве, если судить по годовому объему пассажиропотока.
Строительство вокзала сначала не предполагалось, во второй половине XIX в. речь шла только о возведении железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Основными пассажирами должны были стать паломники Троице-Сергиевой лавры, но они не могли обеспечить большого дохода, и полотно решили продлить до Ярославля, поэтому потребовалась конечная станция в столице.
Место для нее выбирали долго, хотели даже вовсе отказаться от постройки и удлинить пути до самого Николаевского вокзала. Но в результате выбрали пустое место на Каланчевской площади.
Над проектом трудился архитектор Роман Кузьмин, он создал П-образный павильон, выходящий к платформам и отличающийся строгостью форм. Внутри расположились правление железной дороги, залы ожидания и багажное отделение.
В 1862 г. митрополит Филарет освятил новый вокзал. Специально для него была устроена экскурсия, после которой митрополит, поначалу отнесшийся к железной дороге с подозрением, одобрил техническое достижение, а особенно – скорость поезда, которая сократила время пути в несколько раз.
В 1870 г. железнодорожная магистраль дотянулась до Ярославля, что увеличило пассажиропоток и дало вокзалу имя.
Новый вид транспорта так понравился пассажирам, что скоро пришлось подумать о новой реконструкции, чтобы вокзал мог принять весь пассажиропоток. В 1895—1897 гг. было перестроено восточное крыло, а в 1902 г. началась новая модернизация, в результате которой здание стало в три раза больше. Для строительства использовали металлоконструкции и бетон, для начала XX в. бывшие инновационными материалами.
Следующие реконструкции проводились уже в советское время. В 1930-х гг. полностью переделали оформление, сняв картины Константина Коровина и передав их Третьяковской галерее, а также заменив декор архитектора Федора Шехтеля рельефами на тему охоты и рыбной ловли.
Во время реконструкции 1965—1966 гг. архитекторы А. Кулагин и Г. Матохин разместили между крыльями старого здания пристройку со стеклянной стеной и железобетонными сводами. Несмотря на то, что она вызвала нарекания из-за смысловой несочетаемости с остальным зданием, ее сохранили, и сегодня ее может увидеть каждый посетитель вокзала.
Основной проблемой Ярославского вокзала оставалась перегруженность, с которой боролись разными мерами, в том числе взимали плату с провожающих за проход к перрону. Эту оплату несколько раз отменяли и вводили сразу.
Проблема решилась изменением планировки в 1995 г., вдвое увеличившим пропускную способность.
Последняя реконструкция была проведена в 2005 г. Она позволила увеличить пространство залов ожидания и касс, была восстановлена комната ожидания для пассажиров первого класса. Споры вызвали серп и молот на фасаде, которые сначала хотели снять, но позже решили оставить.
Курский вокзал
Пассажирский Курский (ранее Курско-Нижегородский) вокзал работает с пригородными рейсами и дальнего следования. Отсюда отправляются и классические составы, и электропоезда типа «Ласточка» (рейс до/от г. Иваново).
История Курского вокзала начинается со станции Москва Курской (Южной) железной дороги, открытой в 1866 г. это было небольшое деревянное здание. После объединения двух железных дорог в 1894 г. на месте этого строения было решено возвести новый вокзал.
Над проектом работал архитектор Н.П. Орлов, который придал зданию монументальность и просторность. Стены возвели из белого камня, центральная часть была украшены двумя башнями, а главный вход – портиком. Сзади вокзала расположились три пассажирские платформы под металлическими навесами.
В правом крыле расположился Нижегородский вокзал, что и объясняет первое название – Курско-Нижегородский.
Здание было дважды реконструировано: в 1930-х и 1968–1972 гг. В первый раз ему был придан классический облик, во второй изменения были радикальными. Здание перестроили, позаимствовав детали у вокзалов в Риме и Софии. По итогу оно получило складсчатый козырек и остекленный фасад. Планировалось использовать для оформления голый бетон, но главный архитектор Москвы Михаил Посохин настоял на использовании белого мрамора.
В новый вокзальный комплекс вошло и старое здание, которое частично сохранило раннее оформление.
Сегодня Курский вокзал внесен в Красную книгу Архнадзора и закрыт для грузовых операций. Отсюда можно выйти непосредственно в московское метро: из вестибюля и с путей есть доступ к станциям метро «Курская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Казанский вокзал
Казанский вокзал – один из важнейших транспортных узлов столицы. Его основная задача – обслуживание гражданского пассажиропотока, отсюда отправляются более 40 поездов дальнего следования и более 140 пригородных электропоезда. Также он служит для международного почтового обмена с таможней, потому имеет собственный индекс.
Ранее Казанский вокзал назывался Рязанским, по названию железнодорожной компании. Он был переименован в 1912 г., после чего некоторое время использовались оба наименования: Рязанский и Казанский.
Первое здание вокзала было открыто в 1862 г., и тогда же были отмечены первые недостатки: деревянное строение, недоделки железнодорожного полотна, из-за чего пассажирам приходилось не выходить, а прыгать из вагонов.
Двумя годами позже, когда появилось каменное здание по проекту М.Ю. Левестама, оснащенное башней с часами. Оно было довольно маленьким, не вмещало весь пассажиропоток, из-за чего Казанский вокзал несколько раз перестраивали. От первого проекта до наших дней дошло только здание в итальянском стиле.
В 1910 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового здания вокзала. Руководство железной дороги хотело получить монументальное сооружение, символизирующее ворота между Европой и Азией. По итогу был выбран проект А.В. Щусева в стиле московского барокко с элементами неорусского стиля и искусства Востока.
Кроме Щусева над строительством нового здания Казанского вокзала работали известные мастера: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова.
Строительство началось в 1913 г. и велось вплоть до 1940 г. Так, пришлось сделать перерыв на время Первой мировой войны. Также проект Щусева подвергся сокращениям, и многие идеи остались неосуществленными, а некоторые пострадали под действием внешних обстоятельств. Например, часы, украшавшие здание вокзала и заказанные в Ленинграде, были разрушены при обстреле во время Великой Отечественной войны.
В 1935 г. на вокзале появился выход со станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Также планировалось соединить Казанский вокзал с «Комсомольской» Кольцевой линии, но планы не осуществились.
Время шло, пассажиропоток увеличивался, и вокзал постепенно реконструировали. Наиболее масштабные перемены произошли в 1970-х гг., когда Казанский обзавелся подземным переходом под путями, новыми корпусами и крышей.
В 2012 г. появилось двухэтажное здание для пригородного сообщения. Также сегодня на Казанском вокзале работает галерея художника Дмитрия Белюкина.
Именно с Казанского вокзала с весны по осень отправляется «Жемчужина Кавказа» – круизный поезд, который проходит по самым живописным южным районам.
Ленинградский вокзал
Ленинградский – старейший вокзал Москвы, здание было построено в 1844—1851 гг. по приказу императора Николая I. Это было первое казенное двухпутное полотно в стране.
Место для конечной станции искали долго, рассматривали в этом качестве Трубную площадь и Тверскую заставу. В итоге здание расположилось на Каланчевском пустыре: было решено, что так население столицы будет защищено от шума, а здания – от пожаров из-за искр из печи паровоза.
Строительство вокзала сначала поручили архитектору Константину Тону, но вскоре работу перепоручили Рудольфу Желязевичу. Причиной стал конфликт Тона с управляющим путями сообщения Петром Клейнмихелем: тот требовал использовать в строительстве кирпичную кладку с тонкими швами, что, по мнению Тона, нарушило бы монолитность стен.
Здание вокзала было богато оформлено: дубовый паркет, мраморные печи, камины в туалете. Были предусмотрены отдельные помещения для представителей каждого класса, например, залы для членов императорской фамилии. Главной достопримечательностью вокзала стал дебаркадер с шедовым металлическим потолком, который для своего времени был достижением прогресса.
Постоянное движение по железнодорожному сообщению началось в 1951 г. В том же году император с семьей впервые проехались по железной дороге и посетили вокзал.
В последующие годы вокзал трижды менял имя. В первый раз – в 1855 г., он был переименован в Николаевский в честь скончавшегося императора.
Второе и третье переименование состоялись после революции. С 1923 г. вокзал носил имя Октябрьского, а в 1924 г. стал Ленинградским, вслед за Ленинградом, получившим новое имя в честь скончавшегося Владимира Ленина.
Среди московских вокзалов Ленинградский был знаменит тем, что там впервые появилась Депутатская комната, предлагающая высокопоставленным пассажирам повышенный комфорт. А 10 июня 1931 г. с перрона стартовал первый курьерский поезд «Красная стрела» со спальным вагоном.
Советский период в жизни Ленинградского вокзала представлял собой серию реконструкций. Первая прошла в 1934 г., в ходе работ императорские покои переделали в комнату матери и ребенка, увеличили кассовую зону, открыли почту, телеграф, справочное бюро и комнату ожидания.
В 1949 г. был полностью изменен декор комнат, над проектом работал архитектор Алексей Душкин.
Десятью годами позже началась еще одна реконструкция, более глобальная, чем предыдущие. Ленинградский вокзал существенно преобразился и стал более функциональным:
- здание увеличили;
- открыли новые станционные пути;
- старый дебаркадер переоборудовали в новые операционные и кассовые залы;
- боковые части здания нарастили до третьего этажа, где разместились служебные помещения и залы ожидания;
- на цокольном этаже открыли камеры хранения;
- соединили Ленинградский вокзал со станцией метро «Комсомольская» Сокольнической линии.
Реконструкции продолжились и в российский период существования вокзала.
Во время очередной реконструкции в 1989–1997 гг. перроны получили навесы, платформы нарастили длину, планировка была изменена таким образом, чтобы пассажиры разных направлений не пересекались.
Самые масштабные изменения произошли под действием проекта «Наземное метро». Ленинградский вокзал стал больше на 8 000 кв. м., была существенно изменена планировка и реконструирована система вентиляции, больше площадей было отведено под коммерческие помещения.
Также в ходе реконструкции частично восстановили старый декор, например каслинскую чугунную лестницу на первом этаже и императорские залы на втором. Памятник В.И. Ленину, установленный в 1975 г., заменили на памятник архитектору К. Тону, главному проектировщику первого здания Ленинградского вокзала.
Сегодня Ленинградский вокзал – уникальный транспортный узел, объединяющий железнодорожное сообщение с МЦД и предоставляющий пассажирам много мест для комфортного отдыха в пути.
С 2022 г. здесь можно послушать иммерсивный аудиоспектакль «Ленинградский», для этого нужно приехать на вокзал, открыть на мобильном устройстве официальный сайт спектакля и оплатить услугу.
Белорусский вокзал
Белорусский – один из старейших ж/д вокзалов столицы, строительство началось в 1869 г. Сегодня он обслуживает пригородные рейсы и рейсы дальнего следования, в том числе в Минск, Варшаву, Прагу, Париж. Также отсюда можно быстро добраться до Шереметьева.
Вокзал несколько раз менял название: Смоленский и Брестский (в зависимости от конечной точки железнодорожного пути на данный момент), Александровский (в честь императора Александра Павловича), Белорусско-Балтийский (после объединения Александровской и Московско-Балтийской дорог в 1922 г.).
Первая реконструкция вокзала началась в 1907 г. Проект архитектора Ивана Струкова предусматривал строительство правого и левого крыла, увеличивших вместимость пассажиропотока.
В 1938 г. Белорусский получил выход к метро, в правом крыле начала работать станция «Белорусская-радиальная». Сегодня вокзал также соединен железнодорожным сообщением с аэропортом Шереметьево, проект стартовал в 2007 г. Аэровокзал находится в четвертом зале, здесь можно самостоятельно зарегистрироваться на авиарейсы при помощи специальных киосков.
Интересный факт: 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале военный ансамбль впервые исполнил песню «Священная война», повторив ее пять раз. В 2005 г. в честь этого события была установлена мемориальная доска.
Киевский вокзал
Киевский (ранее Брянский) вокзал – крупная пассажирская железнодорожная станция.
Его возведение было приурочено к столетию Бородинского сражения, но строительство зданий началось только в 1914 г. и продолжалось вплоть до 1920 г. Стройка была отложена из-за Бородинского моста, который разгрузил транспортные потоки.
Проект создавался с учетом тематики – Бородинское сражение, отсюда множество отсылок к нему в оформлении. Отличительная особенность Киевского вокзала – дебаркадер с арочным покрытием. Оно придает зданию визуальную легкость и изящество.
Первый поезд от перрона отправился 18 февраля 1918 г. Уже в 1935 г. началась реконструкция, которая расширила вокзал до Дорогомиловской улицы и органично вписала его в единый архитектурный ансамбль вместе с Бородинским мостом через Москву-реку.
Еще одна масштабная реконструкция была проведена в 1940–1945 гг. Вокзал получил корпус с пригородным кассовым залом и входом на станцию метро «Киевская». Эта часть здания оформлена в стиле венецианских палаццо: незадолго до этого архитектор Д.Н. Чечулин вернулся из большого зарубежного путешествия, и воплотил в новом проекте свои впечатления о поездке.
В 1999 г. на Киевском вокзале появились первые турникеты, для прохода через которые требовались карты с магнитной полосой. На других вокзалах они были установлены позже.
Еще одна реконструкция затронула вокзал в 2000–2010 гг. На башню были добавлены механические часы, клепаные арки на дебаркадере заменили сварными, а стекло – прозрачным поликарбонатом, открыли новый турникетный зал пригородных поездов. Также в состав вокзала вошла ближайшая грузовая станция.
Сегодня в планах – создание нескольких остановочных пунктов для разгрузки вокзала, в том числе рядом со станцией метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии.
В настоящее время Киевский вокзал обслуживает рейсы дальнего следования внутри России и пригородные рейсы.
Павелецкий вокзал
Павелецкий вокзал используется для пригородных и близких рейсов по России (Поволжье, южные регионы, Центральное Черноземье), а также является дублером Казанского и Курского вокзалов.
Строительство вокзала началось в 1900 г. по просьбе Общества Рязанско-Уральской железной дороги. Это была одна из крупнейших железнодорожных компаний царской России, обслуживающая 12 губерний, но не имеющая выход в Москву. Правление попросило у императора разрешения соединить Москву и Павелец дорогой, а также открыть в столице вокзал, что и было позволено.
Здание вокзала соответствовало архитектурным тенденциям того времени: симметричное, с повышенной центральной частью и высокими окнами. Внутри находились кассы, телеграф, буфет, аптека и залы ожидания: отдельно для пассажиров второго и первого класса, отдельно – для третьего.
В 1912 г. вокзал был переименован в Саратовский, а в середине 1920-х гг. – в Ленинский, так как именно сюда в 1924 г. прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина. В память об этом в 1979 — 1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина» (сегодня – Музей Московской железной дороги).
В 1980-х гг. вокзал был реконструирован, после чего в четыре раза повысил пропускную способность. Также он получил выход к станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии.
Савеловский вокзал
Савеловский вокзал обслуживает пригородные поезда и электрички, ранее здесь также останавливался аэроэкспресс до Шереметьева идущий с Белорусского вокзала, но в 2009 г. он был отменен.
Строительство вокзала началось по инициативе Саввы Мамонтова, русского предпринимателя и мецената, председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
Работы заняли больше времени, чем планировалось, и шли с 1897 по 1902 г. Сначала вмешалось правление Виндаво-Рыбинской железной дороги, которое хотело выкупить участок в районе предполагаемого строительства и перенести будущий вокзал. А в 190 г. Савву Мамонтова обвинили в растратах, из-за чего железная дорога перешла в казну.
Наконец в 1902 г. вокзал начал работу под именем Бутырского (в честь расположенной рядом Бутырской заставы). В Савеловский он был переименован в 1912 г .
Вокзал представлял собой здание, двухэтажное в центре и одноэтажное по краям. Важной частью была водосборная башня, которая дошла до наших дней.
Вокзал не реконструировался около 80 лет, и только в 1987 г. его было решено модернизировать, так как Савеловский больше не справлялся с возросшим пассажиропотоком. После реконструкции площадь вокзала выросла в 2,5 раза, появился второй этаж.
Вторая модернизация прошла в 2010-х гг., после которой Савеловский получил новый зал ожидания и медицинский пункт, был оборудован с учетом потребностей маломобильных граждан и оснащен новыми системами вентиляции и видеонаблюдения.
В 2019 г. Савеловский был интегрирован в МЦД.
Восточный вокзал
Восточный – самый молодой вокзал Москвы. Его строительство началось в 2020 г., главной задачей при этом было обеспечить удобный транзит пассажирам из Подмосковья. До сих пор для большинства пассажиров он является транзитным: здесь расположены станция МЦК «Локомотив», станция метро «Черкизовская» и несколько остановок наземного общественного транспорта.
Восточный вокзал также разгрузил Курский, приняв на себя часть транзитных рейсов и рейсов дальнего следования. Чтобы облегчить пассажирам посадку, он был оборудован двумя платформами разной высоты, что позволяет обслуживать и классические поезда, и пригородные электропоезда «Стриж».
В планах строительство пешеходной зоны с велодорожками между вокзалом и жилыми кварталами микрорайона Калошино района Гольяново.
Рижский вокзал
Рижский вокзал – это пассажирская станция первого класса. Ранее он обслуживал поезда дальнего следования, в настоящее время работает с пригородными электричками.
Строительство Рижского вокзала велось с 1897 по 1901 г. Изначально это были две отдельные станции: пассажирская и грузовая. Их объединили только в 1963 г.
Рижский всегда был одним из наименее загруженных вокзалов столицы, поэтому в 2000-х гг. его предлагали закрыть и перевести местные рейсы на другие вокзалы. Однако это решение не было реализовано.
Сегодня на Рижском вокзале работают центр научно-технической информации ОАО «РЖД», центр инновационного развития, а также экспозиция музея истории железнодорожного транспорта.
«Рижский» также, в отличие от других вокзалов, не получил прямого выхода в метро, ближайшая станция («Рижская») находится в нескольких сотнях метров от вокзала. Несмотря на это, он остается частью московского транспортного сообщения, упрощает передвижение жителям и гостям столицы.