«Умные» здания помогают человеку сделать «умным» его поведение

МНЕНИЕ

Артур Стефенберг, дизайнер австралийской компании Woods Bagot о том, как пандемия изменила взгляд городских властей и архитекторов Сиднея на организацию городского пространства

Города сегодня перенаселены, нужна срочная модернизация городов, районов, зданий, инфраструктуры. Людям требуется более высокое качество жизни. К этим проблемам добавились пандемия, когда людей отправили работать дома. Поэтому государству, девелоперам, дизайнерам, архитекторам приходится в срочном порядке адаптироваться к новой нормальности и привлекать различные инструменты, например, такие как смарт-дизайн, для решения насущных проблем.

Наша компания рассматривает использование смарт-дизайна в трех масштабах: города, здания и человека. Работая над масштабом города, мы провели исследование, которое показало, что с пандемией в Сиднее стало больше пешеходного трафика и меньше автомобильного. Исследование показало, что в городе с 5-миллионным населением можно освободить от машин от 4% до 30% дорог. По нашим подсчетам это поможет сэкономить около 1 млрд долл. в год. Убрав 100 тыс. машин, на освободившееся место мы можем посадить деревья, кустарники и другую зелень. Для города это станет большим плюсом, потому что в Сиднее летом очень жарко, а зелень немного снижает температуру. Кроме того, как нам показал алгоритм, это приведет к тому, что 260 тыс. горожан будут жить не далее чем в 300 м от зеленых зон. Надеюсь, власти Сиднея возьмут на вооружение эту идею. Использование алгоритмов в масштабе города помогает нам перестраивать городскую планировку и понимать, где, сокращая количество автомобилей, работающих на бензине, к примеру, можно строить жилье определенного типа, офисы и другие элементы инфраструктуры, а где разбивать зеленые зоны.

Смарт-дизайн в масштабе здания начинается с рисунков архитекторов от руки, с помощью которых он разрабатывает концепцию проекта. Затем рисунки переносятся в алгоритмы, которые помогают упростить модели и сохранить время и деньги строителей и избежать ошибок при подсчете параметров. Как результат – задние выглядит очень сложным, но при этом при строительстве используется небольшое количество элементов.

Когда мы переходим к масштабу человека, то смарт-технологии помогают ориентироваться в окружающем мире. К примеру, если пользователь введет в программу данные своей машины, он получит информацию о том, сколько углекислого газа его автомобиль выделит, пока довозит своего хозяина до работы, или насколько загрязнен сегодня воздух в городе.

Такая информация помогает принимать «умные» решения: к примеру, пользователь решит использовать вместо авто велосипед. А «умные» здания помогают человеку сделать «умным» его поведение. Эти технологии уже работают: распознавание лица откроет дверь в ваш офис, телефон управляет лифтом, умные электронные помощники расскажут вам ваш рабочий график. Мы видим, что смарт-технологии чрезвычайно развиты в коммерческих зданиях и меньше – в жилых. Однако пандемия и прогресс заставят смарт-дизайн активнее перебираться в жилые объекты.

По материалам форума «Единая цифровая среда девелопера: лучшие практики и стандарты Smart-инфраструктуры».