Закон, устанавливающий особенности реализации проектов комплексного развития территорий и реновации жилой застройки, принят Госдумой РФ во втором и третьем чтениях.

Согласно закону, застройщик обязан обеспечить благоустройство территории, подлежащей комплексному развитию, то есть наряду с жилыми домами возводить объекты:

  • коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  • предназначенные для обеспечения общественного порядка и безопасности.

Обеспечиваться такое строительство может из собственных средств девелопера или за счет бюджета РФ. Источник финансирования определят при принятии решения о комплексном развитии территории.

Законом предусмотрено, что для принятия и реализации решения о КРТ застройки необходима документация по планировке территории, предусматривающая очередность развития территории жилой и нежилой застройки. В ней должны быть определены этапы и максимальные сроки строительства, реконструкции не только объектов капитального строительства, включенных в решение о КРТ, но и объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека.

При этом в самом решении о КРТ будут дополнительно указывать расчетные показатели:

  • минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  • максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Установлено, что, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются в границах территории, подлежащей комплексному развитию, разрешение на строительство выдается на срок, не превышающий максимальный срок строительства, реконструкции такого объекта, указанный в проекте планировки территории.

Кроме того, закон позволяет получить градостроительный план земельного участка, образуемого из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях КРТ до образования такого участка. План будет выдаваться при наличии проекта планировки территории и на основании проекта межевания территории и (или) схемы расположения такого участка на кадастровом плане территории.

Согласно нововведениям, теперь границы зон КРТ могут не совпадать с границами территориальных зон. Их позволено отображать на отдельной карте — приложении к карте градостроительного зонирования.

Уточнен и перечень объектов, которые могут включаться в состав отдельных территориальных зон. К примеру, в общественно-деловых зонах допускается размещать объекты обеспечения жизнедеятельности человека, в том числе здания пожарных депо.

Документ наделяет новыми полномочиями субъекты РФ. Они смогут принять региональный закон, обязывающий власти субъекта или подведомственные им государственные учреждения проводить строительный контроль за отдельными объектами, строительство или реконструкция которых предусмотрены утвержденными региональными властями инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Новшество не распространится на инвестиционные программы, которые утверждаются в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.

Помимо того, закон расширяет полномочия органов власти Москвы, связанных с:

  • реновацией столичного жилищного фонда;
  • установлением особенностей осуществления градостроительной деятельности на территории г. Москвы.

Соответствующие изменения вносятся в закон «О статусе столицы Российской Федерации».

В частности, теперь при выполнении договора о развитии территории в рамках реновации инвестор может привлекать деньги граждан и юридических лиц в соответствии с 214-ФЗ. Документом также установлены особенности заключения такого соглашения.

Кроме того, предусмотрено, что если при переселении жителей из многоквартирного дома, включенного в программу реновации, нет возможности предоставления собственнику или нанимателю жилого помещения, состоящего из четырех и более комнат, одного равнозначного жилья, то им может быть предоставлено несколько жилых помещений, в совокупности соответствующих требованиям. Для этого потребуется письменное согласие собственника или нанимателя.

Также с их согласия равнозначное жилье может быть предоставлено в ином районе Москвы.