
7 мая 2022 года в Москве открылся Центр управления комплекса городского хозяйства. Проект по его созданию реализовали в 2019–2021 годах.
В ситуационном зале одновременно находятся 60 сотрудников, которые в режиме реального времени контролируют работу объектов ЖКХ.
Как отметил Сергей Собянин: «Жилищно-коммунальный комплекс Москвы, комплекс городского хозяйства, пожалуй, самый крупный в мире, потому что помимо большой численности населения (13 миллионов человек), Москва — единственный город такого масштаба, который находится в северных широтах, поэтому сам коммунальный и энергетический комплекс совершенно другой, не такой, как в южных городах. В его ведении крупнейшие в мире системы теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения и так далее, эксплуатация дорог, особенно в зимних непростых условиях, когда мы наблюдаем одну за другой экстремальные ситуации. Со всем этим необходимо справляться, причем справляться очень быстро, оперативно и эффективно. Для управления сложнейшими процессами был создан центр управления комплекса городского хозяйства, который обеспечивает функционирование порядка 30 систем жизнедеятельности города — около тысячи параметров».
На базе Центра также работают операторы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Благодаря системе 112 удалось заметно нарастить мощности по реагированию на экстремальные ситуации и сократить сроки устранения аварий, улучшить взаимодействие между различными службами.
Впервые под одной крышей собраны десятки различных структур, отвечающие за качество и надежность работы всех коммунальных сетей — от подачи электричества до газоснабжения. Благодаря созданию центра снизится количество инцидентов в системе коммунального хозяйства, а решать возникшие проблемы будут быстрее.
Новый центр управления комплекса городского хозяйства представляет собой единую автоматизированную диспетчерскую, специалисты которой мониторят и обеспечивают оперативное управление более чем 30 системами жизнедеятельности города, включая водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, водоотведение и многие другие.
«Аналитики центра управления проводят круглосуточный анализ регионов. Также проводится детальный анализ критических событий в городе. При возникновении проблем, в частности критических, мы оперативно выясняем и принимаем меры по устранению последствий нештатных ситуаций», — пояснил старший аналитик центра управления комплекса городского хозяйства Александр Абрамов.
На основании поступающей в систему центра управления информации есть возможность проводить детальный анализ всех событий в Москве, в том числе критических, и принимать меры по их недопущению в дальнейшем.
В центре управления создано около 430 автоматизированных рабочих мест для сотрудников комплекса городского хозяйства и операторов системы 112.
Главная площадка центра — ситуационный зал на 60 рабочих мест, откуда операторы в режиме реального времени контролируют, оценивают и прогнозируют работоспособность объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также принимают меры для устранения возникших инцидентов.
Специально разработали и внедрили автоматизированную информационную систему (АИС) центра управления комплекса городского хозяйства Москвы. Она получает данные примерно по тысяче показателей из 50 разных источников: от жителей города, ресурсоснабжающих организаций, контрольно-надзорных органов и с помощью телеметрических устройств. Это свыше 60 тысяч событий ежедневно, все они ранжируются по степени критичности.
Сотрудники центра управления могут принимать оперативные решения без потери времени на получение и передачу информации традиционными способами (по телефону), дублирующих операций, бумажного документооборота и лишних трудозатрат. Прогнозируется, что только за счет автоматизации и централизации сбора и передачи информации время решения возникающих вопросов и устранения инцидентов сократится как минимум на 25 процентов.
Кроме того, накапливаемая в АИС статистика инцидентов позволяет определять приоритеты в программах модернизации или реконструкции объектов ЖКХ и тем самым снижать количество нештатных ситуаций в будущем.