Во всем мире тенденция развития водной инфраструктуры и околоводных территорий набирает обороты: разрабатывается новая градостроительная политика и подходы к тому, каким образом город может предоставить жителям возможность использования открытой воды.
Столица России сегодня является одним из ярчайших примеров на этом пути: город реализует большую программу, а Южный порт стал своеобразным форпостом эксперимента, где впервые разработан мастер-план, который затрагивает всю акваторию реки и предлагает новые решения. Это дает множество социо-экономических векторов развития района: появляются возможности и для инвестиций, и для изменения качества жизни и среды, и, соответственно, для девелоперских проектов.
Москва стала первым российским городом, где был разработан мастер-план акватории реки. Документ создавался девелоперской компанией FORMA в рамках масштабной задачи редевелопмента Южного порта и развития городского квартала бизнес-класса Portland. Мастер-план позволит по-максимуму использовать потенциал территорий и их возможностей, дать импульс к развитию новых логистических связей и досуговой инфраструктуры, а также обеспечить структурность и поэтапный подход в работе с территорией.
«Транспортная система Москвы становится все более комфортной. Одним из этапов развития речного транспорта является создание безопасных условий для пассажирских перевозок по речным городским маршрутам и индивидуального транспорта. Это позволит повысить качество жизни горожан, в том числе тех, кто занимается водными видами спорта, но и создаст условия для развития соответствующей инфраструктуры», — заявила Ульяна Андросова, старший руководитель проектов Управления стратегических проектов Департамента транспорта Москвы.
Мастер-план отразит все существующие и запланированные водные объекты вдоль самой протяженной береговой линии в городе, а это впечатляющие 13 км.
В документ будут внесены маршруты всех судов, которые будут ходить в акватории: предполагается появление зон для движения судов под парусом, гребного спорта, а также новой городской марины для прогулок на яхтах. Благодаря документу все виды активностей будут грамотно зонированы и отрегулированы с помощью диспетчерских служб, что обеспечит полную безопасность на воде.
Развитие акватории пройдет в несколько этапов. Полная реализация проекта запланирована на 2030 год.
«В этом году исполнилось 10 лет программе Мэра по преобразованию набережных. И мы приходим к тому, что в 2024 году береговые линии стали местом притяжения для горожан. Благодаря разработке мастер-плана акватории они получат возможность чаще и больше заниматься своим хобби», — отметил Максим Кандыбайло, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
«В акватории Южного порта есть все возможности, чтобы обустроить рекреационную зону масштаба не только города, но и всей страны: сюда можно будет приезжать из разных городов, чтобы заниматься парусным и яхтенным спортом. А москвичи наверняка оценят открывшуюся возможность отправиться на работу на собственном катере. Мы планируем инвестировать в строительство водной инфраструктуры около 1,1 млрд рублей, 0,5 млрд из которых будет вложено в благоустройство набережной», — рассказал Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA.
«Ключевым аспектом в разработке мастер-плана акватории Южного порта является участие различных заинтересованных сторон, что в прямом смысле соединяет берега интересов стейкхолдеров, жителей и туристов, и делает проект более востребованным и устойчивым», — добавила Екатерина Жаворонкова, руководитель направления стратегической и маркетинговой аналитики бюро Versus.Mind.
«Специалисты разрабатывают предложения по формированию нормативно-правовой базы: стандарты, своды правил и корректировка базовых НПА, а также занимаются аквапланированием в составе мастер-планов инфраструктуры водного транспорта и туризма и прибрежных общественных пространств в разных регионах России. Единый подход к развитию прибрежной инфраструктуры - мощный инструмент для создания новых бизнес-кейсов и успешных проектов в береговой зоне», —заключила Ольга Шебзухова, вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.