Для информационного прогнозирования развития городов требуется внести изменения в градкодекс

МНЕНИЕ

Григорьев Олег, первый заместитель директора ГАУ «Институт Генплана» г. Москвы

Наш институт сейчас работает над проектом цифрового образом города, включающим в себя помимо прочего прогнозные и аналитические инструменты. Речь идет о транспортных, балансных, логических моделях, моделях антропологической нагрузки, которые позволяют очень точно рекомендовать для каждой территорий городов определенный уровень застройки. Основанный на системе моделей цифровой двойник города позволяет оценить его нынешнее состояние и спрогнозировать его развитие на 20-30 лет. И не просто спрогнозировать, но и сбалансировать такое его развитие, которое поможет избежать логистических, антропологических, транспортных и прочих дисбалансов. Каждый из городов, которыми мы занимаемся, получает обширный инструментарий для работы с территорией.

Однако проблема в том, что весь этот инструментарий, который мы накапливаем при работе с городом, при прохождении через сито приказа Минэкономразвития №10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» превращается в сухой набор документов, состоящий из границ размещения объектов и функциональных зон. То есть практически весь огромный материал по аналитике и механизмам прогнозирования отсеивается, и местные архитекторы вынуждены работать по генплану со скудным набором данных. И хорошо, если электронных, а чаще – с бумажными копиями тех электронных материалов, которые мы делаем.

Отдельная проблема – это горизонт планирования городом своего развития. В лучшем случае он ограничивается двумя-тремя годами. В худшем случает – год, и отсутствие интереса градоначальника и органов управления городом к таким документам как генплан и ПЗЗ. В связи с этим мы делали попытки как-то исправить ситуацию на уровне федерального законодательства, предлагали внести изменения в градкодекс с тем, чтобы ввести для городов комплексную стратегию социального, экономического и пространственного развития. Если серьезно говорить об информационном моделировании городов, нужно пересматривать градостроительный кодекс, чтобы там нашлось место для цифрового моделирования территорий. Однако пока такой подход к планированию развития городов является нашей инициативой, которая теряется в бумажных носителях генпланов и не находит применения практически ни в одном городе.

По материалам конференции «ЦифраГрад – 2021».