«Безопасность, комфорт, удобство — вот базовые потребности современных пользователей»

МНЕНИЕ

Уже в самом начале пандемии управляющие недвижимостью компании заговорили о «масштабных проектах цифровизации» сегмента. Как проходит цифровизации рынка УК порталу СтроимПросто рассказала генеральный директор Lynks Property Management Наталья Якименко.

Я считаю, что цифровая трансформация – это большой и мощный тренд, который будет определять будущее компаний в ближайшие 5–10 лет. Уже сейчас мы видим, какой сильный толчок развития получили отрасли, которые подошли к началу пандемии с высоким уровнем диджитализации бизнес-процессов, например, логистика, ритейл, банки, связь, образование и др. Недвижимость достаточно консервативная и инертна по своей сути, поэтому внедрение технологических инноваций происходит не столь активно, как в названных отраслях. Замедляет распространение новых технологий их высокая стоимость и большая доля аренды в сегменте – далеко не все готовы инвестировать в арендованный объект.

За последние полтора года ощутимые изменения произошли в направлениях, связанных с организацией дистанционной работы. Особую актуальность получили инструменты, помогающие управляющим компаниям организовывать эффективную удаленную работу персонала и дистанционный мониторинг. Специфика работы над территориально удаленными проектами предполагает высокий уровень мобильности. С этой точки зрения мы, например, очень легко перенесли переход на удаленную работу — наша команда и ранее имела доступ к рабочим данным и глобальной базе знаний из любой точки мира. Мы продолжали активно работать в локдаун, однако новым для нас стал опыт взаимодействия с клиентами исключительно онлайн, а также помощь им в организации удаленной работы на базе наших мощностей.

Я бы выделила два глобальных направления, которые будут определять ключевые этапы дальнейшего развития рынка УК. Во-первых, все, что связанно с потребителями. Учитывая клиентоориентированность сферы коммерческой недвижимости, цифровизация объектов, прежде всего, должна быть нацелена на повышение уровня клиентского опыта. Фокус окончательно и бесповоротно смещается от производителя в сторону потребителя. Теперь клиент, вооруженный гаджетом, определяет требования к торговым центрам, ресторанам, офисам, гостиницам и даже производствам. Безопасность, комфорт, удобство — вот базовые потребности современных пользователей. В качестве примера можно назвать программы консьерж-сервиса, мобильные приложения торговых центров, сервисы подбора и аренды офисов и прочее. Дополнительную значимость получила сфера безопасности в части борьбы с инфекциями – различные приборы мониторинга, в том числе тепловизоры, определяющие повышенную температуру человека и пр. Такие приборы массовой термометрии появились на рынке достаточно быстро во время пандемии, так как ранее уже использовались в системах безопасности, например в аэропортах, для вычисления нетипичных реакций людей (стресс, агрессия, нервозность, страх и пр.). Еще пример: крупные торговые объекты имеют системы подсчета посетителей, а во время пандемии появилось дополнительное ПО, которое позволяет вычислять социальную дистанцию или концентрацию людей на заданных участках.

Во-вторых, внутренние процессы, которые связанны с коммерческой эффективностью и мониторингом. Если есть что то, что COVID-19 вывел на первый план, так это интернет вещей (англ. internet of things, IoT). К счастью, IoT к моменту начала пандемии был уже достаточно развит и позволил многим управляющим компаниям дистанционно осуществлять мониторинг и управлять системами жизнеобеспечения здания, освещением, вентиляцией и кондиционированием, системами противопожарной безопасности, контроля доступа и видеонаблюдения и т. д., включая управление расходными материалами и запасными частями. Также для компаний, занимающихся профессиональным управлением недвижимостью, особую роль играют технологии, призванные повысить доходности и грамотность управления издержками. К ним можно отнести все программы, повышающие эффективность бэк-офиса УК. Это системы, автоматизирующие рутинные процессы обслуживания и повышающие эффективность управления за счет сокращения времени на рутинные действия, такие как: звонки, бумажный документооборот, обмен сообщениями между сотрудниками и клиентами, поиск данных и информации и др.

Конечно, больше всего возможностей реализовать инновационные идеи существует на этапе проектирования и строительства здания. Сегодня уже на уровне государства внедряется технология информационного моделирования (англ. Building Information Modeling - BIM). Такая система призвана обеспечить наглядность, взаимодействие участников в едином информационном поле и кардинальным образом повысить эффективность рабочих процессов. В дальнейшем применение BIM-модели здания на этапе эксплуатации и обслуживания дает возможность управляющим компаниям получить все данные относительно элементов построенного объекта или отследить всю историю работ, которой подвергались эти элементы. Таким образом контролировать расходы и планировать ремонтные работы намного проще.

Если рассматривать управление недвижимостью, то в офисном сегменте цифровизация изначально подразумевала введение централизованной системы управления оборудованием. Сегодня понятие «цифровой офис» несравненно шире. Новые технологии способны изменить суть корпоративной культуры, создать новые форматы. Сегодня на рынке появляются гибкие пространства, всевозможные формы коворкингов, «умные» рабочие места — все это стало результатом использования новых технологий.

Чтобы понять, что ждет сегмент недвижимости в ближайшее время, можно посмотреть в сторону более развитых отраслей (ритейл, банки, связь). Сегодня уже от 40 до 60% устройств и датчиков управляются с помощью мобильных приложений. Тренд на развитие и совершенствование мобильных приложений и платформ в области управления недвижимостью продолжится. В ближайшие годы можно ждать большого количества новых вариаций. Аналог интернет-банкинга для недвижимости – это уже не фантастика. Клиенты в один клик смогут контролировать состояние объекта, работу УК, оставлять запросы, выгружать отчетность и пр.

Также очевидно, что тренд на развитие IoT и работы с Big data, будут и дальше развиваться, повышая свою эффективность и точность.