Москва — центр российских и международных авиаперевозок, что обуславливает необходимость нескольких крупных аэропортов. На сегодняшний день потребности населения и гостей столицы в перелетах обеспечивают четыре основных и два дополнительных аэропорта.
Основные аэропорты Московского авиационного узла
Шереметьево
Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина является российским лидером по объему пассажиропотока и единственным аэропортом России, обслуживающим регулярные трансатлантические рейсы. А также входит в 10 узловых аэропортов Европы и в число наиболее загруженных аэропортов.
Шереметьево расположено на территории Химок и является самым близким к Москве аэропортом: от МКАД – всего 9 км.
Код Шереметьева, присвоенный Международной ассоциацией воздушного транспорта, – SVO. Код Международной организации гражданской авиации – UUEE.
Приказ о строительстве аэропорта был отдан в 1953 г., тогда он являлся Центральным аэродромом ВВС. Он получил название «Шереметьевский» в честь расположенных рядом одноименных поселка и железнодорожной платформы.
Аэродром ввели в эксплуатацию в 1957 г. Двумя годами позже он был передан гражданской авиации, а концепция поменялась: теперь Шереметьево перестраивался в крупный международный аэропорт. Инициатором изменений был Н.С. Хрущев, которого во время его поездки в Лондон впечатлил аэропорт Хитроу.
Первый гражданский самолет, приземлившийся в 1959 г., прилетел из Ленинграда. На международный уровень аэропорт вышел через год, когда отсюда отправился самолет в Берлин.
Вскоре компания Аэрофлот выполняла постоянные рейсы в 23 страны мира. За первый год работы Шереметьево обслужило 50 000 пассажиров и 3 000 т грузов.
В 1964 г. открылся аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 . Тогда же возвели главную архитектурную достопримечательность – Рюмку, посадочное здание в виде тарелки на стеклянном основании (в настоящее время – терминал В).
К 1970 г. Шереметьево стало крупнейшим российским аэропортом.
В 1977 г. началось строительство аэровокзального комплекса Шереметьево-2 . Стройка была приурочена к Олимпиаде-80 и открылась за месяц до мероприятия.
Аэропорт непрерывно рос, увеличивался пассажиропоток, что вызвало строительство еще нескольких терминалов (сейчас их шесть), а также появление сообщений с московскими железнодорожными вокзалами.
Внуково
Аэропорт Внуково имени А. Н. Туполева (код ИАТА – VKO, ИКАО – UUWW) – еще один международный аэропорт, а также аэропорт совместного базирования совместно с ФСБ и ФСО. Он находится в 10 км от МКАД, занимает 3-е место среди российских аэропортов по числу ежегодно обслуживаемых пассажиров (первые места – у Шереметьева и Домодедова соответственно).
Сегодня Внуково обслуживает рейсы по России, Европе и СНГ, а также принимает воздушные суда важных политических деятелей, включая глав других государств.
Из действующих аэропортов Москвы Внуково — самый старый. О его строительстве заговорили в 1937 г. из-за перегруженности обслуживавших в то время пассажироперевозки аэропортов Центральный и Быково. Первые сооружения ввели в эксплуатацию в 1941 г., название было присвоено в честь железнодорожной станции поселка.
В годы Великой Отечественной войны Внуково обслуживало военно-воздушные силы. По окончании ВОВ, в 1945 г., он принял на себя функции Центрального аэропорта.
В дальнейшем Внуково стало одним из знаковых мест российской гражданской авиации. Например, отсюда совершили первый рейс многие воздушные суда марки Ил и Ту. В честь последних, а также в память 20-летия первого советского пассажирского рейса на реактивном самолете здесь был установлен памятник «Ту-104». В 2005 г. его уничтожили, в 2006 г. восстановили, заменив другим самолетом.
Также именно во Внуково доставили Знамя Победы и Акт о безоговорочной капитуляции Германии после ВОВ, сюда прибыл рейс с Юрием Гагариным с Байконура.
В настоящее время Внуково включает три аэровокзальных комплекса: Внуково-1 обслуживает гражданские рейсы, спецтерминал Внуково-2 – Президента России, членов Правительства России и глав иностранных государств, Внуково-3 – спецрейсы делегаций городского правительства.
Домодедово
Международный аэропорт Домодедово имени М. В. Ломоносова (код ИАТА -DME, ИКАО – UUDD), расположенный в 22 км от МКАД, является вторым по объему пассажиропотока в России и одним из самых загруженных в Европе (входит в двадцатку). В настоящее время он обслуживает не только внутренние рейсы, но и внешние: в Европу, Азию и Африку.
Ключевой особенностью Домодедова является параллельность и взаимная независимость взлетно-посадочных полос, находящихся на расстоянии 2 км друг от друга. Это позволяет производить взлет и посадку одновременно.
Проектное задание о строительстве было утверждено в 1954 г. и было вызвано необходимостью во втором гражданском аэропорте. Первые рейсы, почтовые и грузовые, были выполнены в 1963 г., первый пассажирский рейс в Свердловск – годом позже. С 1966 г. , после открытия аэровокзального комплекса, пассажирские рейсы стали выполняться регулярно.
Первоначально Домодедово обслуживало дальние рейсы по России и Азии, в 1992 г. оно получило звание международного.
Современный аэровокзальный комплекс Домодедово адаптирован к потребностям широкого круга пассажиров. Так, объявления автоматически зачитываются на более чем 20 языках мира. Здание оборудовано элементами доступной среды: широкие проходы, кнопки, замедляющие вращение дверей и т. д.
Жуковский
Международный аэропорт Жуковский (код ИАТА – ZIA, ИКАО – UUBW) находится в 36 км от центра столицы, на экспериментальном аэродроме Раменское. Первоначально аэропорт планировали также назвать Раменское, но переименовали по инициативе администрации г. Жуковский, на территории которого он располагается.
Строительство гражданского аэропорта было вызвано необходимостью разгрузить основные аэровокзалы столицы. Проект был утвержден в 2014 г. первая очередь открылась в 2016 г.
Примечательно, что Росавиация относит Жуковский не к федеральным, а к региональным аэропортам. Это значит, что на него не распространяется правило об одинаковом количестве рейсов для российских и зарубежных авиакомпаний.
В настоящее время Жуковский представляет собой постоянно развивающийся аэровокзальный комплекс. К его отличительным особенностям относятся возможность принимать любые воздушные суда, а также самая длинная взлетно-посадочная полоса в России и Европе – 5,4 км.
Вспомогательные аэропорты
Остафьево
Аэропорт Остафьево (код ИАТА – OSF, ИКАО – UUMO) обслуживает бизнес-авиацию. Он отличается жесткими ограничениями по весу и уровню шума воздушных судов, из-за чего способен принимать только самолеты определенных моделей, соответствующие требованиям.
Остафьево находится в ведении Министерства обороны РФ, здесь находятся самолеты для осуществления перевозок в интересах командования ВМФ РФ.
Аэропорт был построен в 1934 г. строительным управлением НКВД, поэтому информация о первых годах его эксплуатации практически отсутствует. Первые данные появляются с 1942 г.
Долгое время Остафьево было исключительно военным аэропортом. Гражданские рейсы он начал принимать только в 2000 г., после его покупки в 1995 г. компанией «Газпром авиа» и реконструкции.
Чкаловский
Чкаловский (до 1990-х гг. – Чкаловская) – это военный аэродром, находящийся на окраине г. Щелково. Он способен принимать легкие самолеты и вертолеты, также отсюда отправляются военные самолеты, выполняющие коммерческие рейсы.
Первоначально аэродром существовал в виде летной испытательной базы, куда перебазировались самолеты с Ходынского аэродрома, ныне закрытого.
Статус международного аэропорта Чкаловский получил в 1994 г. Отсюда по разовым разрешениям выполняются гражданские пассажирские и грузовые рейсы.
Вместе с предыдущими пятью аэропортами Чкаловский образует Московский авиационный узел – третий по загруженности воздушный хаб в Европе.