Предоставление электронных услуг: что необходимо знать каждому

11.07.2016

С распространением глобальной сети и ее популяризации среди населения появилась идея перевода государственных или региональных услуг в электронную форму. Но каким образом осуществлялся переход и каковы особенности предоставления услуг в электронном виде? Какие тенденции и перспективы открываются для пользователей системы? Чем лучше человек владеет информацией, тем проще процесс применения сервиса.

Особенности

В июле 2010 года появился ФЗ под номером 210, в котором оговорена возможность подачи заявок на получение услуг гражданами в электронной форме. Здесь же рассматривается порядок предоставления, основные правила пользования сервисом, а также требования к сторонам. При этом для получения услуг в электронной форме пользователю достаточно посетить портал gosuslugi.ru.

Упомянутый выше сайт — целая система со следующими опциями:

  • Предоставление доступа пользователям (гражданам и предпринимателям) к информации, предъявляемой на государственном или региональном уровне.
  • Учет обращений юридических или физических лиц, связанных с работой ЕИП. Также у пользователей имеется право оставить отзывы о качестве предоставляемой в электронной форме услуги. Здесь контролируется, чтобы соблюдались необходимые требования и порядок предоставления.

ЕИП является составляющей инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие государственных и региональных органов, а также потребителей услуг (юридических и физических лиц). Вся информация, размещается на ЕИП в течение суток из Сводного реестра услуг со стороны органов, которые отвечают за достоверность и полноту предъявляемой информации.

ЕИП — портал, который находится в свободном доступе. Он организован так, чтобы каждый посетитель (заявитель) мог получить доступ к интересующей опции. Во избежание проблем и спорных ситуаций на сайте действуют определенные правила, которые должны выполняться сторонами. Все выставленные на портале опции соотносятся с определенным регионом России с привязкой к месту нахождения заявителя.

Чтобы получить услугу в электронной форме, пользователь обязан выбрать интересующий регион, после чего получить доступ к необходимому перечню, предъявляемому как региональными, так и федеральными структурами (органами исполнительной власти).

Для удобства пользования все услуги классифицируются по ряду признаков, среди которых выделяется деление по ведомствам, по категории пользователей, по произошедшей ситуации, а также по популярности. В последнем случае речь идет об услугах, которые пользуются наибольшим спросом у посетителей портала. Кроме этого, правила ЕИП подразумевают предъявление всех возможностей в виде каталога.

Смотрите также:  Электронный журнал строительства будет готов до конца года

Требования

Как упоминалось, на портале госуслуг действует строгий порядок выдачи информации. Кроме этого, должны выполняться и требования, касающиеся организации услуг в электронном виде. К ним можно отнести:

  1. Предоставление пользователям сайта информации, а также доступа к данным об услугах, предъявляемых на региональном или государственном уровне.
  2. Подача запроса со стороны посетителя портала или передача пакета бумаг, необходимых для «выдачи» услуги в электронной форме. Требования сервиса подразумевают, что прием подобного запроса, а также необходимых бумаг производится с применением ЕИП и исключительно через его интерфейс.
  3. Получение клиентом (заявителем) данных о ходе исполнения запроса в отношении необходимой опции. Действующие правила подразумевают, что клиент портала может в любой момент посетить кабинет и получить информацию о текущем состоянии услуги.
  4. Взаимодействие различных органов, которые предъявляют различные типы услуг (на государственном, местном или федеральном уровне). Выполнение такого требования гарантирует высокую скорость выполнения заявки посетителя ресурса.
  5. Получение клиентом портала результата в отношении запроса по интересующему вопросу, если иное не предусмотрено в федеральном законе.
  6. Прочие действия, которые необходимы для предоставления услуг муниципального или федерального уровня.

Описанные выше требования обязательно выполняются каждой из сторон — администрацией сервиса и клиентом сайта.

Порядок ведения реестра

Кроме упомянутых выше требований в отношении услуг, предъявляемых в электронной форме, стоит принять во внимание и порядок ведения реестра. Здесь должны быть учтены следующие моменты:

  • Реестры в отношении оказываемых услуг ведутся с применением возможностей информационной системы, о которой идет речь в статье.
  • Федеральная система подачи информации, обеспечивающая предоставление услуг по действующим сегодня правилам, содержит полный пакет информации, прописанной в законе. Правила организации и ведения госреестра услуг с применением информационной сети, а также порядок размещения информации предъявляются в статье 11 (частях четвертой или шестой) ФЗ. При этом сам порядок предъявления услуг устанавливается на законодательном уровне Правительством РФ.
  • Государственные структуры, которые относятся к категории субъектов РФ, а также структур регионального управления с целью организации и ведения реестра госуслуг в РФ, а также реестра региональных услуг, предъявляемых в электронной форме, имеют право организовывать региональные порталы и информационные системы, обслуживающие людей на уровне регионов. При этом общие правила создания таких ресурсов должны выполняться в полном объеме.
  • В случае разработки местных информационных порталов и систем, гарантирующих ведение реестра госуслуг субъектов РФ, обязательно их взаимодействие с федеральным порталом, предоставляющим услуги в электронной форме.
Смотрите также:  Ключевые сообщения по ситуации с административными барьерами в строительной отрасли за 2015 год

Как происходил переход?

Процесс перевода к электронной форме стартовал еще в 1993 году. Именно тогда на законодательном уровне был зафиксирован список услуг, которые должны переводиться из обычной в электронную форму. При этом правила перевода включали 5 шагов:

  • На первом этапе проходил процесс информирования пользователей о внедрении нового порядка предъявления услуг.
  • На втором — предоставление возможности получения бумаг или заявлений в электронной форме.
  • На третьем этапе появилась возможность подачи заявления о предоставлении электронной услуги с автоматическим направлением заявки в определенные органы государственной власти.
  • Далее клиент получил право на отслеживание статуса заявки и перспектив ее исполнения в ближайшее время.
  • На последнем этапе можно было видеть результаты получения услуги в электронной форме.

На практике с первыми четырьмя этапами проблем не возникло, а пятый этап проходил с осложнениями. Причина была в том, что для получения той или иной услуги необходимо предъявить пакет личных документов. Благодаря продуманному взаимодействию между несколькими ведомствами, общее число предъявляемых бумаг удалось снизить. Но это не спасло. Правила подразумевали необходимость передачи некоторых документов со стороны пользователя лично. По этой причине сложность перевода документов в электронный вид тормозила переход к предоставлению электронной услуги.

Заявитель через портал мог приложить сканированную копию бумаг личного хранения, а в последующем попробовать получить доступ к интересующей услуге. Проблема в том, что требования властей были весьма жесткие, и такие документы часто считались нелегитимными. Вот почему личное присутствие клиента все еще оставалось обязательным условием.

Смотрите также:  Застройщикам расскажут о предоставлении госуслуг в электронном виде

Если верить статистике, то правила почти половины федеральных видов услуг требуют предъявления бумаг личного хранения, к примеру, паспорт гражданина. Последнее время число таких опций растет, как на федеральном, так и на местном уровнях.

Решение этой проблемы было найдено в создании специального архива. Так, при личном посещении необходимого органа документ сканируется, после чего заверяется с помощью электронной подписи и остается в архиве. Далее при получении требуемой опции остается предъявить имеющийся в архиве документ. Если пользователь получает опцию в другом заведении через портал, то возможно применение межведомственного взаимодействия.

Были внесены корректировки и в бумажный оборот документов. Основная часть из них произошла в 2010-2011 годах. Так, изменениям были подвержены более сотни законов, благодаря чему удалось устранить многие барьеры на пути.

Типы электронных услуг

После рассмотрения требований и правил предъявления госуслуг в электронной форме, было бы логичным рассмотреть основные виды предъявляемых услуг. Их несколько:

  • Информационные. Здесь потребитель получает данные, которые ему потребуются для получения той или иной услуги. Как примеру, получение необходимого номера телефона, изучение образцов необходимых документов и так далее.
  • Одностороннего действия. Особенность — предоставление бумаг и их прием в электронной форме. Как пример: запись на прием.
  • Двустороннее взаимодействие. Заявка выполняется, а ее результат является легитимным. Пример — подача налоговой декларации.

Спектр услуг, предъявляемых в электронной форме, регулярно расширяется, становятся более мягкими требования, упрощается интерфейс, появляется больше информации в отношении той или иной заявки. Остается надеяться, что такая тенденция будет сохранена.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

Похожие статьи

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...