Организация проектной деятельности в соответствии с ФГОС и стандарты нового поколения

08.09.2016

Важность проектной и исследовательской деятельности в современном мире сложно переоценить. Проведение таких работ и получение новых навыков становится ключевым фактором успеха для учащихся, ведь в процессе самостоятельной работы развивается интеллект, работает воображение, активируется творческая составляющая. Кроме того, сам образовательный процесс становится более интересным и полезным для ученика.

О каких требованиях ФГОС в плане проектной и исследовательской деятельности стоит знать? Для каких целей созданы существующие стандарты? В соответствии с какими правилами и в каких условиях должен быть организован учебный процесс?

Что такое ФГОС?

Перед рассмотрением тонкостей организации интересующей нас деятельности, стоит разобраться непосредственно с ФГОС и принципами, которые положены в их основу. Под аббревиатурой ФГОС скрываются федеральные государственные образовательные стандарты. Последние представляют собой определенные требования в отношении образовательных программ в начальных, средних и высших заведениях.

К главным задачам упомянутых стандартов стоит отнести обеспечение:

  • Общности сферы образования в РФ.
  • Плавности перехода между образованием разного уровня — начальным, средним, техническим и прочим.

В конце 2007 года был разработан федеральный закон под № 309. В нем нашла отражение структура нового стандарта, а также требования, предъявляемые к учебному процессу касательно организации проектной деятельности. В частности, приведены требования:

  • К структуре программы образования — ее объемам и особенностям.
  • К условиям реализации запланированной программы. Здесь же отдельное внимание уделяется бюджету, техническим и материальным условиям.
  • К результату освоения материала в рамках программы, направленной на ведение исследовательской и проектной деятельности.
Смотрите также:  Экспертиза проектной документации в строительстве: когда высок риск отказа

В чем особенности ФГОС нового поколения?

Для начала стоит рассмотреть, в чем особенности стандарта нового поколения. Так, главным отличием новых правил является изменение результатов, которые должны быть получены после завершения работ. При этом главным инструментом в руках преподавателя являются учебные мероприятия или специальные программы. Кроме того, согласно новым стандартам по организации деятельности (исследовательской и проектной) на первые роли выходит  системно-деятельностная методика. Одним из вариантов реализации нового подхода считается проектная деятельность.

Как видно из описанных выше особенностей, суть проектной деятельности в период обучения тесно переплетается с новой структурой ФГОС. При этом каких-либо кардинальных изменений сделано не было.

Какие навыки можно разработать посредством такой деятельности?

Чтобы разобраться в конечных результатах выполненной работы в рамках запланированной программы, стоит понимать сущность последней. Так, проектная и исследовательская работа — это комплекс мероприятий, которые ученик выполняет самостоятельно. При этом качественным считается тот проект, который выполнен с обязательным планированием работы и контролем полученных результатов.

Что касается цели такой деятельности, то здесь на первый план выходит создание новых действий для учащегося и его всестороннего развития. При этом для обучающегося лица открываются следующие перспективы:

  • Возможность своими силами проводить обучение, ставить цели и реализовать их с помощью лично выбранных средств и методик. Кроме того, в условиях обучения можно держать под контролем процесс выполняемых работ и проверять текущие  результаты.
  • Шанс развиваться как личности и получать возможности для самореализации. Благодаря такой работе человек получает необходимые в жизни навыки при решении сложных задач посредством общения с другими (даже более взрослыми) коллегами.
  • Обеспечение лучшей усвояемости знаний и реализации задуманных планов.  В результате регулярной работы появляются необходимые навыки и умения, расширяющие спектр знаний.
Смотрите также:  Как получить ГПЗУ в Москве?

К положительным факторам исследовательской и проектной деятельности стоит отнести:

  • Повышение уровня мотивации, что в рассматриваемом секторе считается одним из главных критериев успеха.
  • Развитие способностей в секторе творчества.
  • Смещение акцентов от инструментального к техническому подходу.
  • Создание столь важного чувства ответственности у начинающих специалистов.
  • Организация условий, которые идеально подходят для обучающего процесса и взаимодействия ученика и учителя.

Отдельно стоит выделить личностные качества, которые формируются при реализации процесса:

  • Повышение общей самооценки, появление уважения и точное определение будущих целей.
  • Появление таких положительных качеств, как настойчивость и целеустремленность.
  • Обучение навыкам ведения диалога, умению обсудить сложившиеся обстоятельства с партнером в рамках реализации проекта.
  • Устранение страха при выступлении перед большой аудиторией.
  • Способность лично принимать решение, сотрудничать с другими людьми и составлять планы выполнения работ.
  • Получение требуемых навыков в организации работы и рационального использования временных рамок.

Главным принципом в организации исследовательской, а также проектной деятельности является опережение в развитии школьников, а также полноценное ознакомление с предоставляемым материалом.

Классификация проектов

В процессе реализации замыслов в плане обучения стоит учесть разнообразие проектов. Они бывают нескольких видов:

  • Исследовательские — проекты, которые по структуре схожи с научно-исследовательской работой.
  • Творческие. Здесь решение задач происходит в условиях, когда перед обучающимся человеком нет четкой структуры. Все, что у него есть при выполнении работ — конечный результат, которого необходимо достигнуть в процессе деятельности. При этом работа ведется в соответствии с планом, который и составляет обучающееся лицо.
  • Игровые (ролевые). Особенность здесь — принятие участникам на себя определенной роли, которая позволяет решить поставленную задачу.
  • Информационные. Суть таких проектов — в сборе требуемых данных о том или ином объекте. Кроме того, информация должна быть не просто собрана, но и обобщена,проанализирована. Зачастую работа выполняется в условиях сжатого времени.
  • Проектно-ориентированные. Главное отличие таких проектов — четкая обозначенность результата с самого начала выполнения работ. При этом результат в обязательной степени должен быть ориентирован на интересы участников. Главные требования к такому проекту — четкая структура, определение функций каждого участника, способность делать выводы по факту выполненной работы.
Смотрите также:  Проектная декларация застройщика с 2017 года

Отдельно стоит отметить, что проекты могут различаться и с учетом продолжительности их реализации. В соответствии с действующими нормами можно выделить следующие категории:

  • Проекты краткосрочного типа. Их особенность — реализация поставленной цели в небольшой временной промежуток.
  • Проекты долгосрочного типа. Такие задачи нуждаются в длительном наблюдении, проведении ряда экспериментов, в сборе данных. Кроме того, долгосрочные проекты часто реализуются коллективно, с привлечение группы обучающихся.

Тонкости организации

Процесс организации проектной и исследовательской деятельности проходит в несколько этапов:

  • Подготовка к реализации проекта.
  • Планирование будущей работы, распределение обязательств, выявление источников информации. На этом этапе участниками должен быть выработан четкий план действий.
  • Процесс проведения исследования под руководством наставника (если он присутствует).
  • Получение результатов и их анализ, выводы. Здесь важно дать полную свободу действий человеку, позволить раскрыться его фантазии, основанной на реальных знаниях.

В завершение стоит выделить важность оценки проекта, которая отражает, насколько участник или несколько участников справились с поставленной задачей, правильно ли организован процесс, не допущено ли грубых ошибок в процесс деятельности.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...