Кто проводит строительный контроль объектов капитального строительства?

13.11.2017

Требования к качеству сооружений с каждым годом растут, поэтому важно знать, кто проводит строительный контроль объектов капитального строительства, и какие задачи возлагаются на такие органы. Общество всегда нуждалось в долговечных и надежных постройках, а это требует более эффективного надзора со стороны уполномоченных структур. Для решения таких задач к работе привлекаются различные органы, контролирующие выполнение действующих норм и правил в процессе возведения жилых домов и других капитальных зданий. Специальные комиссии производят оценку объектов, качество применяемых стройматериалов и четкость соблюдения технологии работ. Ниже рассмотрим сущность строительного контроля, и разберемся, на кого возлагаются надзорные функции.

Что такое строительный контроль?

Строительный контроль — это комплекс специальных мер, направленных на проверку качества выполняемых работ, надежность строительных конструкций, а также сетей инженерного и технического обеспечения, имеющих наибольшее влияние на безопасность сооружения. Контроль необходим в процессе выполнения работ и не может проводиться после завершения строительства, когда для устранения имеющихся дефектов необходимо разбирать уже возведенные конструкции или имеются риски их повреждения.

В процессе строительного контроля производится заполнение актов, которые оформляются по результатам проведенных работ. В них указываются замечания к субъектам, осуществляющим строительные работы. С учетом СНиП 12-01-2004 в процессе контроля строительства или капитального ремонта соответствующие органы должны проверить проектную документацию, качество применяемых материалов, соответствие выполненных работ запланированным результатам и так далее.

Кто проводит строительный контроль объектов капитального строительства?

кто проводит строительный контрольВ 2009 году приказом Минрегиона РФ под номером 624 утвержден специальный Перечень  видов работ по подготовке проектов, инженерным изысканиям, капремонту и реконструкции, оказывающей влияние на безопасность объектов капстроительства. В пункте 32 этого приказа указано, что строительный контроль производится компанией (юридическим лицом) или ИП, который имеет допуск на выполнение подобных мероприятий. Свидетельство о наличии допуска выдается СРО и основывается на членстве субъектов, осуществляющих строительные работы.

Если задачи по строительному контролю берет на себя строительная компания или непосредственно заказчик, в штате организации должны быть специалисты с соответствующей квалификацией. В этом случае вступать в СРО и получать необходимый допуск для проведения строительного контроля не требуется. Исключением являются случаи, когда работа ведется на опасных объектах с применением атомной энергии.

Смотрите также:  Бизнес по-российски

Службы надзора

С ростом требований к объектам капитального строительства, составляющим большую часть городской застройки, возросли требования в отношении контроля таких процессов. Как отмечалось выше, целью контролирующих структур является проверка качества применяемых работы и соответствие выполняемых работ действующим нормам. Раньше подобные функции выполняли специальные комиссии, в которые входили представители градостроительных органов и администрации. Именно они выполняли функции строительного контроля и выдавали необходимое заключение.

Несмотря на наличие контролирующего органа, эффективность его работы была крайне низка из-за недостаточной квалификации членов таких комиссий. Кроме того, организация их работы не подразумевала всесторонней проверки качества возводимого объекта. На практике строительный контроль выполнялся только на этапе изучения проектной документации и уже после окончания строительства, когда внесение изменений уже невозможно.

Чтобы повысить качество объектов и эффективность контроля в целом, созданы службы надзора. В их особенности входит не только контроль капстроительства в правовом или техническом секторе, но и оказание помощи, обеспечивающей высокое качество готовых построек. Это объясняется тем, что надзорные органы имеют лицензии и состоят в СРО. Они являются специалистами в различных сферах деятельности (архитектуре, геодезии, составлении проекта или монтаже), что позволяет им не только контролировать, но и консультировать подрядчика. При наличии такой потребности надзорные службы оказывают полный спектр услуг, не забывая выполнять при этом контрольную функцию.

Согласно ст. 749 ГК РФ заказчик вправе привлекать специалиста или специальную фирму для выполнения контролирующих и надзорных работ. Если заказчик не имеет требуемых знаний или по различным причинам не готов выполнять контроль (надзор) работы, подобные задачи могут быть доверены третьему лицу, а именно инженерной организации или специальному органу. Важно, чтобы привлекаемый субъект в полной мере соответствовал законодательным требованиям РФ и имел необходимые знания для выполнения надзорных функций.

Задачи строительного контроля

задачи строительного контроляСтроительство капитальных объектов представляет собой полигон, где на практике применяются различные схемы в сфере проектирования, осуществления ремонтных или монтажных работ. Это обусловлено масштабностью таких работ и необходимостью выполнения основной части строительных мероприятий. Во избежание грубых ошибок в процессе возведения объектов капстроительства предусмотрен строительный контроль.

Смотрите также:  Для застройщиков появится единая информационная платформа

Такие мероприятия должны быть комплексными и охватывать все этапы реализации строительного проекта. В большинстве случаев застройщики пытаются сэкономить и привлекают специальные органы только на определенных этапах, требующих наибольшего внимания со стороны контролирующих структур. К примеру, при поставке материалов контрольная служба проверяет наличие маркировок, ярлыков и наличия сертификатов на строительную продукцию, а также ее соответствие рекомендациям проекта. Возможны и другие ситуации, когда заказчик самостоятельно занимается приемкой материалов, а более сложные процессы, связанные с монтажом металлических конструкций или инженерного оборудования, выполняет под контролем надзорных органов.

Особое внимание уделяется подготовительному этапу перед началом строительных работ. Здесь основная работа касается составления и утверждения проектно-технической документации. На этом этапе контроль уполномоченных органов необходим, ведь он затрагивает не только техническую, но и юридическую часть проектной документации.

После завершения капстроительства заказчик занимается подготовкой бумаг для ввода сооружения в эксплуатацию. Во избежание проблем, связанных со сбором документов и наличием возможного несоответствия с техническим паспортом, требуется привлечение уполномоченных органов и проведение экспертизы. В результате процесс государственной регистрации проходит быстрее.

Контроль на всех этапах

Таким образом, строительные органы принимают участие на всех этапах капитального строительства. В самом начале они выполняют входной контроль сметы, изучают список технических материалов, а также их соответствие будущему проекту. Документация оценивается с позиции достаточности для реализации поставленной задачи. В случае необходимости контрольная служба принимает меры, направленные на пересмотр проектной и (или) сметной документации, управляет процессом устранения выявленных в процессе работы дефектов и делает все возможное, чтобы исключить применение неподходящих технических решений, влияющих на удорожание объекта в целом.

В положении по вопросам строительного контроля объектов капстроительства оговорено, что выполнение таких работ включает в себя функции контроля взаимоотношений между поставщиком стройматериалов и генеральным подрядчиком. На этом этапе в задачу контрольного органа входит проверка соответствия материалов и конструкций информации, прописанной в проектной и сметной документации. Целью мероприятий является исключение сценария, когда для строительства сооружения применяется неподходящий по характеристикам материал.

Смотрите также:  Складской комплекс в Новой Москве: стройка «под прицелом»

Функция контроля касается и оборудования, применяемого в процессе строительства. Контрольные органы контролируют качество строительной продукции, после чего отбраковывают неподходящие элементы. Получается, что в функции строительно-технического контроля входит не только оценка готового результата, но и создание условий для возведения надежного объекта, соответствующего действующим требованиям.

С учетом сказанного можно выделить основные задачи специальных органов:

  • Контроль проектно-сметной документации, используемых материалов и изделий, процесса выполнения и завершения строительства.
  • Оценка соответствия произведенных работ.
  • Приемка геодезической основы.

Объекты

объекты строительного контроляВ ГК РФ, статье 55.8, п. 1.1 прописано, что ИП или компания, имеющая свидетельство о допуске к работам по организации процесса возведения объектов капстроительства, вправе выполнять упомянуты работы при определенном условии. В частности, расходы на строительные работы, капремонт или реконструкцию объекта по одному договору должны быть не больше планируемых затрат на выполнение аналогичных работ с учетом размера, указанного при расчете взноса в компенсационный фонд, сделанного при получении членства в СРО. Здесь стоит ориентироваться на ГК РФ (ст. 55.16, п. 7).

Если стоимость капитального строительства больше 10 млн. рублей, член СРО обязан внести в компенсационный фонд специальный взнос с учетом требований ГК РФ, статьи 55.16, п.7. В случае, когда компания (юрлицо) или ИП имеют на руках свидетельство, подтверждающее наличие допуска к работам по организации реконструкции, капремонта и строительства стоимостью до 10 млн. рублей, планирует осуществлять подобные мероприятия для объектов, имеющих большую цену, организация должна внести определенную сумму в компенсационный фонд. Эти требования оговорены в ГК РФ, ст. 55.16, п.7. После этого организация получает свидетельство, позволяющее производить контрольную работу на подобных объектах.

Итоги

Строительный контроль и надзор выполнения работ по капстроительству влияет на итоговые сроки сдачи объектов. Но такие потери времени себя оправдывают, ведь благодаря этому обеспечивается высокий уровень безопасности готового сооружения и его продолжительный ресурс. Кроме того, привлечение контролирующих органов позволяет оптимизировать многие процессы, что позволяет получить более выгодную смету и обеспечить использование надежных технических решений.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...