Ключевые изменения

03.08.2018

В Градостроительный и Земельный кодексы вносятся важные корректировки

Совет Федерации одобрил федеральный закон, вносящий важные изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. Документ, направленный на правовое регулирование вопросов, связанных с граддеятельностью, а также с установлением зон с особыми условиями использования территорий, в значительной степени затрагивает деятельность подведомственной Минстрою России Главгосэкспертизы и будут способствовать оптимизации проводимых обоими ведомствами процедур и снижению затрат на их проведение.

По информации Главгосэкспертизы, в Градостроительный кодекс РФ вносятся следующие изменения.

1. Уточняется понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение» (статья 1 Кодекса).

К объекту капитального строительства будут отнесены здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). К некапитальным строениям, сооружениям — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

2. Уточняются полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 5.1 статьи 6 Кодекса) в части указания на то, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями). Указанные изменения обусловлены необходимостью приведения норм, касающихся полномочий федерального центра в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капстроительства. Норма вступает в силу со дня официального опубликования закона.

3. Уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации.

Изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации (части 12 и 13 статьи 48 Кодекса излагаются в новой редакции), определяют объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и содержанию ее разделов. Фактически предусмотрено расширение компетенции правительства России в данной области, путем указания в части 13 статьи 48 Кодекса на то, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются кабинетом министров и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции с учетом отдельных особенностей. Изменения частей 12 и 13 статьи 48 Кодекса вступают в силу с 1 июля 2019 г.

При этом следует учитывать, что пунктом 53 статьи 26 принятого закона установлено, что в случае, если подготовка проектной документации объекта капстроительства осуществлялась на основании задания застройщика или техзаказчика на проектирование, выданного до установления правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), но не ранее чем 1 января 2016 года, внесение изменений в такую документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы, не требуется.

4. Исключается необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проведения ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство). В данном случае застройщику предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в инициативном порядке. Норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Смотрите также:  Квартиры по субсидии от застройщика в Москве

5. Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства). Также, статья 48 Кодекса дополняется новой частью 12.3, устанавливающей необходимость указания в проектной документации и задании на проектирование сведений об объекте в соответствии с классификатором объектов капитального строительства. Норма вступает в силу с 1 января 2019 г.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона требование об указании в задании на проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого реестра), установленное частью 12.3 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), не подлежит применению до утверждения такого классификатора.

6. Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Кодекса.

Согласно новой редакции данной нормы, предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, государственной охраны объектов культурного наследия, к безопасному использованию атомной энергии, промышленной безопасности, к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (с учетом установленных статьей 49 Кодекса исключений в отношении проектной документации отдельных объектов).

Кроме того, в предмет экспертизы также включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Кодекса (строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за счет указанных средств в случаях, установленных правительством РФ). Данные нормы вступают в силу с 1 января 2019 г.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона проведение госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении проектной документации, представленной на государственную экспертизу или проверку достоверности определения сметной стоимости строительства до 1 января 2019 года, и выдача соответствующих заключений осуществляются в порядке, установленном Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ).

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи закона определено, что до 1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. В этом случае при проведении государственной экспертизы проектной документации на указанный предмет положение части 4.6 статьи 49 Кодекса не применяется.

7. Отменяется обязательность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. Из части 3 статьи 49 Кодекса исключаются положения, регламентирующие устанавливающее специальное предписание по проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта таких автодорог . Норма вступает в силу с момента опубликования ФЗ.

Одновременно нормой пункта 1 части 3.3 статьи 49 Кодекса в редакции нового ФЗ устанавливается, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Изменения в часть 3.3 статьи 49 Кодекса вступают в силу с 1 января 2019 г.

8. Изменяется режим конфиденциальности для сведений и документов, представленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Смотрите также:  Страхование гражданской ответственности застройщика

Норма, введенная частью 5.4 статьи 49 Кодекса, вводит исключение в режиме обеспечения конфиденциальности сведений проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, устанавливающее, что указанный режим не распространяется случаи включения таких сведений (информации) в государственные информационные системы, в том числе единый реестр. Норма вступает в силу с момента опубликования закона.

9. Уточняется порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (статья 48.2 Кодекса).

Предусматриваются конкретные условия, при соблюдении которых проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Также устанавливается, что органы, осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, с момента размещения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в едином реестре получают право безвозмездного использования такой документации, а также обязанность ее использования для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту.

При этом Минстрой наделяется полномочием по утверждению критериев «аналогичности» (критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования). Норма вступает в силу с момента опубликования закона.

10. Одновременно упраздняется институт модифицированной проектной документации (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 Кодекса, соответствующие правки внесены в статью 49 Кодекса). Все изменения, которые вносятся в статью 48.2 Кодекса, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

11. Корректируются положения, регулирующие создание и ведение единого реестра (статья 50.1 Кодекса). Уточнена редакция части 1 статьи 50.1 Кодекса в целях исключения правовой неопределенности в части установления состава документов и сведений, подлежащих включению в единый реестр. Новая часть 1.1 данной статьи предусматривает, что в единый реестр не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Часть 2 статьи 50.1 Кодекса дополняется положением об обязательности ведения единого реестра с использованием соответствующей федеральной государственной информационной системы. Часть 4 статьи 50.1 Кодекса дополняется возможностью взимания платы за предоставление документов и сведений, включенных в единый реестр и не являющихся общедоступными. При этом указывается, что размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Минстроем России. Положения Федерального закона, связанные с внесением изменений в статью 50.1 Кодекса вступают в силу с момента опубликования закона.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 57 статьи 26 Федерального закона положения части 7.1 статьи 49 Кодекса о запрете выдачи заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый реестр не применяются к заключениям экспертизы, подготовленным в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения такой экспертизы до начала ведения единого реестра. Данная норма также вступает в силу со дня официального опубликования закона.

12. Уточняется статья 60 Кодекса, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

В пункт 4 части 5 статьи 60 Кодекса, определяющий возможность предъявления регрессных требований к организации, которая провела экспертизу проектной документации, вносится изменение, ограничивающее объем оснований причинения вреда несоответствием проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса (предмет экспертизы), то есть требованиям безопасности, без учета требований по определению сметной стоимости объекта капитального строительства. Норма вступает в силу 1 января 2019 г.

Из указанных оснований также исключается причинение вреда в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.

Смотрите также:  Гарантийные обязательства застройщика после сдачи дома

Новым пунктом 4.3 статьи 60 Кодекса установлено, что ответственность за вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, связанный с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования, несет экспертная организация, выдавшая соответствующее заключение. Указанные нормы вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон также вносит ряд изменений в другие положения Градостроительного кодекса. Так документ предусматривает признание утратившими силу норм, касающихся создания и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий(изменения в статье 47 Кодекса). Указанный фонд не был создан, при этом в соответствии с вносимыми в Кодекс изменениями в порядок формирования и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) сведения о результатах инженерных изысканий и материалах инженерных изысканий будут содержаться в ГИСОГД (статья 57 Кодекса). Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Помимо указанного Федеральный закон также предусматривает значительные изменения в порядке ведения ГИСОГД (статьи 56 и 57 Кодекса). Указанные изменения также вступают в силу с 1 января 2019 года.

Новый закон также вносит изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»путем дополнения его статьями 32 и 33, аналогичными статьям 110.1 и 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях установления единообразных требований при закупке товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, а также установления особенностей заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, как для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и для обеспечения нужд отдельных юридических лиц (государственных компаний и корпораций). Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию установления зон с особыми условиями использования территории и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс РФ дополняется новой главой «Зоны с особыми условиями использования территории».

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Может быть установлено 28 видов зон с особыми условиями использования территорий.

Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает правительство Российской Федерации (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Также Земельный кодекс дополняется положениями, регламентирующими особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий (статья 57.1).Данные положения вступают в силу с момента опубликования закона.

Справочно:

Федеральный закон разработан во исполнение поручений президента России по итогам специальной программы «Прямая линия с В.В. Путиным» от 15 июня 2017 г. № Пр-1180, по итогам совещания президента с членами Правительства РФ от 22 июня 2017 г. от 9 июля 2017 г. № Пр-1329, а также ряда поручений правительства.

Источник: Строительная газета

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

комментарии