Государственное регулирование в строительстве
19.10.2016

Строительный сектор нуждается в государственном регулировании и контроле со стороны уполномоченных структур. Благодаря этому удается удерживать строительную сферу на плаву, избегая брака в процессе возведения сооружений, а также грубого нарушения законодательства при распределении земельных участков. Вопрос только в том, как осуществляется правовое и техническое регулирование? Какие органы берут на себя подобные обязательства? Какова социология взаимоотношений государственных органов и подотчетных структур? В чем роль саморегулируемых организаций? Эти и другие вопросы будут затронуты в статье.
Виды регулирования и его особенности
За последние годы на государственном уровне была сформирована целая система контроля в сфере жилищного строительства, а также производственного сектора. При этом можно выделить следующие формы и методики государственного контроля:
- Регулирование в техническом секторе.
- Государственный контроль со стороны уполномоченных структур. Как вариант — госстройнадзор (ГСН).
- Организация экспертизы на государственном уровне. Здесь речь идет о проверке техдокументации проектной документации в строительстве. К этой же категории стоит отнести проверки, касающиеся экологической сферы.
- Предоставление разрешения на возведение объекта, а также на его ввод при обязательном ведении реестра. Благодаря такой фиксации, правовое и техническое регулирование, которое осуществляют уполномоченные органы и структуры, проходит на более высоком уровне.
- Регулирование образования цены и составления сметной документации при строительстве.
Государственные органы — не единственные в вопросе контроля сферы строительства. Различные объекты контролируются и со стороны негосударственных структур, которые имеют влияние на качество стройматериала, уровень предоставляемых услуг в рассматриваемом секторе и так далее. Что касается задач, которые берут на себя негосударственные органы, то здесь стоит выделить:
- Экспертиза проектных документов (актуально как для жилищного, так и для производственного сектора).
- Строительное регулирование (контроль). Эту работу берут на себя специальные органы, осуществляющие строительство объекта. В роли такой организации может выступать заказчик, застройщик или подрядная структура (при наличии договора подряда).
- Возможности саморегулируемых организаций (СРО), которые также имеют право выдавать допуски для ведения строительства, готовить бумаги по будущему проекту, а также осуществлять правовое и техническое регулирование, составлять реестр.
Варианты и особенности государственного регулирования
Как показывает практика, большая часть участников строительства и клиентов саморегулируемых организаций не до конца представляют особенности и нюансы организации каждого из рассмотренных ответвлений. Есть только общее понимание, что определенные объекты требуют согласования, внесения в реестр и так далее. Но в чем особенность каждого из типов государственного контроля? С этими моментами разберемся предметно:
1. Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль. Задача уполномоченных структур — организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.
Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач — контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели — защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.
Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора. При этом задача государства — стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.
Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых — общность функций. К последним стоит отнести:
- Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
- Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегламента.
- Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
- Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.
Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.
2. Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны. Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так. Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.
Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом. При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. При этом проверке поддается правовое и техническое поле — проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.
Главные цели контроля — достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям — системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.
Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.
3. Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.
Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.
Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.
Стоит отметить, что правовое регулирование этого вопроса проводится весьма жестко — ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.
4. Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач — снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций
В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.
Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.
Источник: СТРОИМ ПРОСТО