Государственное регулирование в строительстве

19.10.2016

Строительный сектор нуждается в государственном регулировании и контроле со стороны уполномоченных структур. Благодаря  этому удается удерживать строительную сферу на плаву, избегая брака в процессе возведения сооружений, а также грубого нарушения законодательства при распределении земельных участков. Вопрос только в том, как осуществляется правовое и техническое регулирование? Какие органы берут на себя подобные обязательства? Какова социология взаимоотношений государственных органов и подотчетных структур? В чем роль саморегулируемых организаций? Эти и другие вопросы будут затронуты в статье.

Виды регулирования и его особенности

За последние годы на государственном уровне была сформирована целая система контроля в сфере жилищного строительства, а также производственного сектора. При этом можно выделить следующие формы и методики государственного контроля:

  • Регулирование в техническом секторе.
  • Государственный контроль со стороны уполномоченных структур. Как вариант — госстройнадзор (ГСН).
  • Организация экспертизы на государственном уровне. Здесь речь идет о проверке техдокументации проектной документации в строительстве. К этой же категории стоит отнести проверки, касающиеся экологической сферы.
  • Предоставление разрешения на возведение объекта, а также на его ввод при обязательном ведении реестра. Благодаря такой фиксации, правовое и техническое регулирование, которое осуществляют уполномоченные органы и структуры, проходит на более высоком уровне.
  • Регулирование образования цены и составления сметной документации при строительстве.

Государственные органы — не единственные в вопросе контроля сферы строительства. Различные объекты контролируются и со стороны негосударственных структур, которые имеют влияние на качество стройматериала, уровень предоставляемых услуг в рассматриваемом секторе и так далее. Что касается задач, которые берут на себя негосударственные органы, то здесь стоит выделить:

  • Экспертиза проектных документов (актуально как для жилищного, так и для производственного сектора).
  • Строительное регулирование (контроль). Эту работу берут на себя специальные органы, осуществляющие строительство объекта. В роли такой организации может выступать заказчик, застройщик или подрядная структура (при наличии договора подряда).
  • Возможности саморегулируемых организаций (СРО), которые также имеют право выдавать допуски для ведения строительства, готовить бумаги по будущему проекту, а также осуществлять правовое и техническое регулирование, составлять реестр.
Смотрите также:  85% строительных услуг в Москве оформляются через Интернет

Варианты и особенности государственного регулирования

Как показывает практика, большая часть участников строительства и клиентов саморегулируемых организаций не до конца представляют особенности и нюансы организации каждого из рассмотренных ответвлений. Есть только общее понимание, что определенные объекты требуют согласования, внесения в реестр и так далее. Но в чем особенность каждого из типов государственного контроля? С этими моментами разберемся предметно:

1.   Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль. Задача уполномоченных структур — организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач — контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели — защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.

Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора. При этом задача государства — стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.

Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых — общность функций. К последним стоит отнести:

  • Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
  • Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегламента.
  • Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
  • Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.
Смотрите также:  Москва улучшила показатели в рейтинге Doing Business

Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.

2.   Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны. Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так. Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.

Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом. При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. При этом проверке поддается правовое и техническое поле — проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.

Главные цели контроля — достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям — системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.

Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

Смотрите также:  Согласование сметной документации и особенности составления сметы

3.   Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.

Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.

Стоит отметить, что правовое  регулирование этого вопроса проводится весьма жестко — ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.

4.   Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач — снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций

В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.

Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...