Бумажной волокиты на стройке все меньше

14.06.2016

«Москва не сразу строилась», — эта фраза из песни точно не про современную столицу. В мегаполисе развернуто такое количество строек, что прежний облик вспомнить не просто. За пять лет возведены объекты общей площадью более 40 млн кв. м. – 10% от всего фонда городской недвижимости. Однако в период затяжного экономического кризиса застройщики оказались очень уязвимы. Столичные власти предпринимают меры для минимизации «бумажных» проблем, но для поддержки строительного бизнеса эту работу нельзя останавливать. Только так можно выдержать сроки строительства и сдержать цену квадратного метра для потребителя.

В кризис 2008-го года Москва возглавляла список регионов с самыми высокими административными барьерами в строительстве. Застройщик тратил на различные согласования 589 дней. «На оформление необходимых разрешений у девелоперов уходило полтора года, сейчас этот срок сократился до года и достиг минимума. Положительно сказалось внедрение электронного документооборота и «одного окна», но, как показывает практика, эта система еще нуждается в доработке», — отмечает исполнительный директор ГК «МИЦ» Даромир Обуханич. По его словам, у строителей по-прежнему нет обратной связи с инстанциями, которые выдают разрешительную документацию. К примеру, для получения градостроительного плана земельного участка достаточно подать заявление на сайте Госуслуги.ру. Остальные документы разрешительные органы запрашивают в ведомственном документообороте. На рассмотрение отведено 10 дней, а в результате застройщик может получить отказ из-за нехватки каких-то бумаг или наличия некорректных данных.

Другим логичным и правильным решением, по мнению эксперта, было бы внедрение рассрочки по выплате в столичный бюджет средств за снятие запрета на строительство. «За эту процедуру девелоперам приходится платить 80% от кадастровой стоимости земли. Это немаленькая сумма, которая потом отражается на стоимости жилья. Возможность оплатить ее не сразу, а в рассрочку, существенно бы облегчила работу застройщиков», — считает Обуханич.

Тем не менее, изменения в строительной отрасли уже позволили сделать этот рынок более цивилизованным. Наглядно это подтверждает то, что Россия поднялась в рейтинге Doing Business, который составляется Всемирным банком и отражает легкость ведения бизнеса в разных государствах, с 92 на 54 место. Благодаря повышению прозрачности правил игры для застройщиков, удалось добиться двукратного снижения издержек строителей на административные процедуры. В 2016 году средние показатели сроков получения разрешений достигли 244 дней.

Самым заметным итогом реформы стала отмена постановления Правительства № 857, которое регулировало подготовку и проведение земляных работ. Оно предусматривало большое количество процедур, многие из них приходилось проходить многократно. В соответствии с новым порядком исключили проведение геотехнической экспертизы, согласование с ГАИ работ, связанных с изменением движения транспорта и т.д. Отмена 857-го постановления также позволила четко регламентировать процедуры, которые застройщики проходят для проведения земляных работ — установлены предельные сроки, исчерпывающие перечни документов, основания для отказа.

«Последние три года правительство Москвы активно работает над снижением административных барьеров. И результат очевиден. Именно эти меры выстраивают единые процессы эффективной работы и централизованного развития строительной отрасли. Сейчас девелоперы могут точнее рассчитать сроки прохождения процедур, что экономит не только время, но и сокращает издержки. Ряд госуслуг в градостроительной сфере уже переведены в электронный режим, что способствует оптимизации процессов. Положительно можно оценить отмену разрешения на строительство отдельных видов сетей, что также влияет на сроки строительства объекта и, следовательно, вводе всего проекта в эксплуатацию», — отмечает генеральный директор компании «ОПИН» Артемий Крылов.

Несмотря на спад деловой активности в связи с кризисом, интерес иностранных инвесторов к недвижимости в Москве не проходит. Одна из причин — девальвация рубля и удешевление активов. Эксперты сходятся во мнении, что в такой ситуации основное  внимание может быть сосредоточено на крупных инфраструктурных проектах и тесно связанной с ними коммерческой недвижимости. Например, представители инвестиционно-девелоперской компании Eagle Hills Properties (ОАЭ) заявили о намерениях профинансировать строительство нескольких транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Москве. Речь идет о ТПУ «Алма-Атинская», «Новокосино», «Селигерская» и «Рассказовка». За похожие проекты готово взяться и старейшее японское архитектурное бюро Nikken Sekkei. Делегация бюро посетила в мае российскую столицу для проведения переговоров с представителями компании «Моспроект-3», которая занимается проектированием ТПУ. Интерес к строительству транспортно-пересадочных узлов в Москве также проявляют инвесторы из Франции и Китая.

По словам председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, иностранных инвесторов устраивает доходность объектов — около 20% годовых, но им нужно, чтобы они являлись правообладателями участка. Также важным аспектом иностранцы считают возможность точного просчета стоимости и сроков реализации проекта на начальном этапе. С точки зрения инвестора, самый главный момент — ценовая предсказуемость. Второе — это сам процесс и возможность его оценки во времени, что дает возможность высчитать окончательную сумму затрат. Все эти намерения могут превратиться в реальные деньги,  квадратные метры, километры новых дорог только при сохранении комплексного подхода столичных властей к градостроительному развитию города, в том числе минимизации «бумажных» проблем застройщиков, развития инструментов соинвестирования и твердых гарантий со стороны государства на десятилетия вперед.

Источник: Московский Комсомолец

0
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...