Безбарьерное строительство: снижение административных барьеров — путь к развитию строительной отрасли

29.06.2016

За прошедшие годы столичными органами исполнительной власти была проведена огромная работа по сокращению сроков прохождения процедур, повышению прозрачности и, как следствие, снижению материальных затрат при осуществлении строительства. В результате за несколько лет значительно возросли объемы московского строительного комплекса, а Россия ежегодно улучшает свои позиции по показателям наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса среди стран всего мира.

Административные барьеры в строительной отрасли как проблема обозначились в России после 1990-­х годов, когда страна перешла от плановой экономики к экономике рыночной и государственные инвестиции в строительную сферу сменились частными. В последние десятилетия теме привлечения в страну инвесторов, в том числе зарубежных, Россия уделяет особое внимание, поскольку именно инвестиции способны обеспечить экономический рост как страны в целом, так и любого города в частности, а значит, привести к улучшению благосостояния граждан, повышению уровня социального развития территорий.

На инвестиционный климат оказывают значительное влияние сроки, прозрачность и удобство прохождения процедур, необходимых для оформления разрешительной документации на строительство, а также сумма материальных затрат на стадии согласования проекта. От сроков оформления пакета исходно-­разрешительной документации на строительство напрямую зависят сроки реализации инвестиционно-­строительных проектов.

«В одном регионе согласование длится сто дней, в другом — триста с лишним. Судя по всему, ситуация меняется очень медленно», — заявил в ноябре 2014 года Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства, где обсуждались меры по оптимизации административных барьеров в строительстве. За полтора года работа проведена немалая и будет продолжена в дальнейшем, заверяют сегодня в Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Государственный приоритет

Застройщики уже почувствовали положительный эффект от появления исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве, утвержденного Правительством Российской Федерации. Теперь вместо 220 необходимо пройти 134 процедуры, и для каждого конкретного объекта есть индивидуальный набор необходимых согласований, меньший по количеству. Но главное — теперь каждый застройщик знает, обоснованы или нет требования местных властей в отношении того или иного проекта. «Мы делаем четкими и понятными правила игры на строительном рынке. Это поможет сократить издержки инвесторов и сроки реализации строительных проектов, — отмечает министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень. — В опросах и в обращениях граждан в министерство административные барьеры уже не являются основной проблемой предпринимателей в сфере строительства».

В мае 2016 года, выступая на Госсовете по вопросам градостроительно го развития при Президенте РФ, Михаил Мень пообещал: «Работа по оптимизации перечня в жилищном строительстве продолжится, как и разработка аналогичных перечней в других подотраслях строительства, включая технологическое подключение к инженерным сетям. Снижение административных барьеров в отрасли остается приоритетной государственной задачей».

Москва как столица Российской Федерации и центр притяжения инвесторов со всего мира одна из первых начала предпринимать шаги по ликвидации бюрократических препон в строительной отрасли, и сегодня успехи российской столицы обеспечивают хорошие показатели инвестиционной привлекательност и страны в целом.

Еще несколько лет назад представители бизнеса и эксперты с сожалением отмечали: административные барьеры в строительном комплексе Москвы сильно мешают инвесторам. По данным мониторинга административных барьеров в жилищном строительстве, проведенного Национальным объединением строителей и Институтом экономики города, в 2012 году застройщики были вынуждены проходить около ста процедур, чтобы получить возможность построить и ввести в эксплуатацию новый дом, на что требовалось около тысячи дней и более 20 млн рублей затрат. Причем только треть позиций в этом перечне являлись с полным основанием обязательными, а остальные — избыточными, без которых вполне можно было обойтись, что позволило бы сэкономить около 700 дней. Хуже всего дела обстояли с процедурами, связанными с подключением газо­, тепло­ и электросетей.

В связи с этим в списке первоочередных задач, поставленных мэром столицы Сергеем Собяниным в рамках новой градостроительной политики Москвы, было названо снижение административных барьеров в строительстве как ключевой фактор повышения инвестиционной привлекательности столицы. «Никакие субсидии, финансовые вливания и кредиты глобально проблему не решают. Главное — это деловой климат в городе: как чувствуют себя предприятия, как они работают, сталкиваясь с властью, с разного уровня чиновниками, как они получают разрешения и согласования. Создание такого комфортного климата для бизнеса является главнейшей задачей», — отмечал Собянин еще в 2012 году на встрече с представителями малого и среднего бизнеса.

Планомерные успехи

Решимость мэра повысить инвестиционную привлекательность столицы посредством упрощения механизма получения разрешительной документации в строительном бизнесе придала дополнительный импульс работе в этом направлении. Благодаря усилиям московского правительства в сфере строительства за последние годы произошли качественные изменения. Результаты этой работы наглядно иллюстрируют крупнейшие международные экономические рейтинги.

Так, по количеству реализованных реформ в сфере организации бизнеса Россия вошла в первую пятерку стран­лидеров. Это позволило стране подняться в рейтинге Doing Business­2016 (оценка простоты ведения предпринимательской деятельности, которую ежегодно проводит Всемирный Банк среди 189 стран мира) с 92 места в 2013 году на 51­-е по итогам 2015-­го. Показатели России рассчитывались по двум городам — Москва (70%) и Санкт-­Петербург (30%). По индикатору «получение разрешения на строительство» Москва набрала 14 пунктов из 15-­ти, по «подключению к системе электроснабжения » Россия получила восемь пунктов из восьми, по «обеспечению выполнения контрактов» — 12,5 из 18-­ти пунктов, по «качеству реестра недвижимого имущества» — 26 пунктов из 30­-ти.

В итоге по показателю «получение разрешения на строительство» в рейтинге Всемирного Банка Россия со 179-­го места в 2010 году поднялась на 119-­е по итогам 2015 года. «Процесс снижения административных процедур в России за последнее время претерпел существенные изменения, — считает эксперт Всемирного Банка Валентина Салтан. — Нам бы хотелось видеть сохранение такого активного темпа реформ».

Смотрите также:  Отложенный эффект Doing Business

Согласно данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 году, Москва находится на 13-­м месте из 76-­ти, при этом столица входит в группу регионов с комфортными условиями ведения бизнеса.

При этом, отмечают в Стройкомплексе Москвы, возведение объектов сопровождается высочайшим уровнем контроля качества и безопасности. Это подтверждают, кстати, не только отечественные эксперты. Так, по оценке Всемирного Банка, в России индекс качества строительства составил 14 баллов из максимальных 15­ти. К слову, столько же баллов, 14, у Сингапура — лидера среди государств по легкости ведения бизнеса. А в среднем в странах, которые входят в состав Организации экономического сотрудничества и развития, этот балл — 11,4.

Рейтинговые успехи наглядно подтверждаются реальными показателями развития города. За последние пять лет в 2,5 раза удалось увеличить объемы транспортного строительства — введено более 34 км линий и 18 новых станций метро, построено порядка 400 км дорог, более 100 эстакад, тоннелей, мостов. Возросли темпы жилищного строительства: по итогам 2015 года введено более 9 млн кв.м недвижимости, в том числе 3,92 млн кв.м жилья — вдвое больше показателя 2010 года и абсолютный рекорд за последние пять лет. Строится социальная инфраструктура, культурные, спортивные и развлекательные центры. Город осуществил переход от точечной к комплексной застройке территории, идет активное освоение присоединенных территорий, началась работа по реновации бывших промышленных зон.

«Мы планомерно ведем работу, направленную на снижение административных барьеров в строительстве. Отмена административных процедур не требует средств, но серьезно облегчает жизнь городу и инвесторам, — подчеркивает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительно й политики и строительства Марат Хуснуллин. — Например, мы перевели госуслуги в электронный вид — эта мера очень серьезно повышает скорость движения капитала в строительную отрасль и, конечно же, делает процедуру получения госуслуг максимально открытой и прозрачной. Барьеров достаточно много, и мы продолжим их снимать. Ведь город работает по тем же правилам, что и инвесторы. Все, что мешает им, мешает и городу».

Электронные услуги ускоряют строительство

В числе первых шагов столичных властей в сторону оптимизации административных процедур в строительстве стал перевод государственных услуг в данной сфере в электронный вид и налаживание межведомственного электронного взаимодействия.

Теперь при обращении за получением разрешительной документации инвестор может не предоставлять документы, которые имеются у других органов власти (в том числе — федеральных). Ранее на сбор всех бумаг для получения разрешения на строительство уходила уйма времени и средств заявителя, теперь обмен документами органы власти осуществляют через систему базового регистра информации, где содержатся все необходимые сведения.

Так, например, при предоставлении государственной услуги по выдаче ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка) от застройщика требуется только заявление с указанием информации о земельном участке и расположенных на нем объектах. Всю прочую информацию органы власти запросят самостоятельно.

Москва стала первым субъектом РФ, осуществившим перевод почти всех госуслуг в строительстве в электронный вид. Таким образом, вся процедура — от подачи заявки в электронном виде и до получения документа, подписанного электронной подписью, — осуществляется в режиме онлайн. Сегодня 12 услуг застройщик может получить через интернет.

До конца текущего года застройщикам в режиме онлайн станут доступны еще три госуслуги: согласование специальных технических условий (СТУ) и проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдача технического заключения о соответствии документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений, а также предоставление информации из Сводного плана.

Основной плюс онлайн-­услуг состоит в том, что заявление на предоставление разрешительной документации на строительство застройщик может подать в любое удобное время из любой точки мира. Процедура производится на портале государственных и муниципальных услуг столицы через «Личный кабинет», здесь же можно отследить ход рассмотрения заявки. Срок рассмотрения ряда заявлений, поданных через портал госуслуг, не превышает 10 дней.

«Это не только значительно экономит время застройщика, — подчеркивает глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин. — Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, что позволяет снизить коррупционные риски при предоставлении услуги».

В итоге в столице с 2013 года через интернет было выдано более 6 тысяч разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. В прошлом году в Москве 73% всех заявок на предоставление госуслуг в строительстве подано через сеть Интернет, а по итогам первых четырех месяцев 2016 года этот показатель составил более 80%.

«В настоящее время заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии Стройкомплекса в феврале 2016 года, говоря об успехах в деле борьбы с админбарьерами.

Больше прозрачности, меньше бюрократии

За пять лет московскими органами исполнительной власти была проведена большая работа по повышению прозрачности, сокращению сроков и стоимости прохождения административных процедур при осуществлении строительства.

Чтобы сформировать для инвестора-­застройщика понятные правила игры в строительной отрасли и одновременно снизить коррупционные риски, все процедуры в сфере строительства были регламентированы : установлены четкие сроки, составлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуг, определен реестр оснований для отказа в предоставлении госуслуг.

Излишние согласования при оформлении разрешительной документации решено было убрать. В частности, отменены согласования разделов проектной документации (в том числе установлен прямой запрет на проведение государственной экспертизы в случае наличия в составе проектной документации согласований, не предусмотренных законодательство м); согласования префектур и управ на всех стадиях реализации строительного проекта; необходимость оформления колористических паспортов при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства; необходимость оформления порубочного билета в случае наличия разрешения на строительство, выданного органом исполнительной власти города Москвы, и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Смотрите также:  Сергей Болдырев: Снижение административных барьеров экономит время и деньги

Новаторским решением для российской столицы стала отмена 857-­го постановления правительства, связанного с проведением земляных работ и обустройством строительных площадок. Теперь застройщику не нужно проводить геотехническую экспертизу, получать документ о соответствии проекта требованиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также осуществлять ряд согласований — на проведение работ, связанных с нарушением дорожного полотна, изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов — с ГИБДД; на земляные работы — в службе Госсанэпиднадзор а; проектов благоустройства территорий в охранных зонах коммуникаций.

Другим направлением в плане снижения административных барьеров в строительстве стало сокращение сроков прохождения застройщиком ряда процедур. Например, срок проведения государственной экспертизы типовой проектной документации сокращен с 50 до 30 дней, нетиповой — с 50 до 45 дней. Свидетельство об утверждении архитектурно­градостроительного решения можно теперь оформить не за 30, а всего лишь за 14 дней. Срок получения ордера на производство земляных работ снижен вдвое — до семи дней.

В итоге время прохождения всех процедур для получения разрешения на строительство модельного объекта сократилось более чем на 100 дней и составляет сегодня примерно 117 дней.

Подключаться к инженерным сетям станет проще

Важнейшей работой текущего периода в Стройкомплексе называют упрощение процедуры подключения к инженерным сетям. Вопрос прорабатывался московскими властями совместно с федеральными органами, ресурсными организациями, представителями бизнеса на протяжении последних двух лет.

«Мы поставили задачу к концу 2016 года завершить формирование Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений Москвы — не только существующих, но и проектируемых, поскольку застройщик должен не только видеть текущую картину, но и понимать, какие проекты будут реализованы в перспективе», — рассказывает глава Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. Кроме того, столица проводит работу по переводу в электронный вид данных Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий (Геофонда) — в онлайн­сервис попадут не только существующие, но и предусмотренные дальнейшим развитием города коммуникации.

На портале госуслуг застройщики уже могут оставить заявку на подключение к электрическим сетям и на получение технических условий для договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. С конца мая в тестовом режиме начал работу новый порядок выдачи ГПЗУ — теперь при оформлении ГПЗУ застройщик, не прилагая дополнительных усилий по поиску необходимой информации, получит данные о подземных коммуникациях и сооружениях из Сводного плана. То есть инвестор будет обладать более полной картиной данных того или иного участка. В ближайшей перспективе — включение в состав ГПЗУ данных о предварительных технических условиях подключения к водоснабжению и водоотведению, а также остальным сетям. Сроки выдачи ГПЗУ при этом останутся прежними, подчеркивают в Стройкомплексе Москвы.

«Эта реформа позволяет обеспечить предоставление застройщику в рамках ГПЗУ максимально возможной информации обо всех градостроительны х условиях и ограничениях развития его земельного участка», — отмечает Левкин.

Девять шагов для инвестора

Ускорить время получения разрешения на строительство и сделать процесс еще проще позволяет новый проект, запущенный Правительством Москвы в этом году, — «От проекта до объекта за 9 шагов». Он обеспечит быструю реализацию так называемых низкорисковых объектов — жилых домов этажностью не более трех этажей, складов, производственных зданий высотой до двух этажей площадью 1500 кв.м, объектов малоэтажной застройки. Как показала практика, возведение таких объектов пользуется широким спросом у малых и средних предпринимателей . Градостроительный кодекс РФ позволяет проводить в отношении таких сооружений упрощенную систему регулирования строительством — для постройки объекта требуются лишь разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию.

Благодаря программе «От проекта до объекта за 9 шагов» инвестора уже сегодня от «стола с бумагами» до строительной площадки отделяет 9 согласований, а не 21, как было раньше. Все шаги идут последовательно и не дублируют друг друга — проще говоря, городские власти работают с инвестором по принципу «одного окна»: вместо 10 различных видов экспертиз проводится одна, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Подобные шаги со стороны московских властей позитивно скажутся на инвестиционной активности в городе со стороны малого и среднего бизнеса, уверена исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. «Концепция упрощенного регулирования строительства низкорисковых объектов была заложена в Градостроительны й кодекс при его принятии. Дополнительное движение по этому направлению неоднократно предпринималось Правительством России, например, при принятии постановления «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Однако на практике в разных городах сохраняется множество административных процедур, и далеко не все города стремятся оптимизировать этот список. Москва на таком фоне смотрится позитивным исключением: столичные власти действительно стремятся повысить прозрачность и упростить порядок прохождения процедур», — отмечает эксперт.

Сокращение излишних процедур позволило снизить средний срок прохождения административных вопросов до 99 дней (без учета доработки документов по вине заявителя). Таким образом, уже менее чем через четыре месяца инвестор сможет закончить «бумажную работу» и заняться своим проектом на практике. Впрочем, и большая часть «бумажной работы» давно превратилось в работу «электронную» — то есть осуществляется через интернет.

Нововведения в рамках «Девяти шагов» дают реальную экономию проекта для застройщика — теперь затраты на оформление документации составят около 0,9% стоимости объекта. Однако главное достоинство новой программы — возможность ее применения в перспективе для проектов более сложных.

Смотрите также:  Как поставить квартиру на кадастровый учет в 2018 году?

Современные технологии облегчат проектирование

Ускорению и улучшению качества как самих градостроительных проектов, так и соответствующей документации также способствует внедрение новых технологий и современных подходов к освоению столичных территорий.

Так, при реализации крупных проектов застройки территории возможно использование Информационно­-аналитической системы управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД). Эта система в онлайн­режиме осуществляет информационно-­аналитическое обеспечение и автоматизацию процессов мониторинга, контроля и анализа градостроительных проектов в Москве и применяется в работе Градостроительно-земельной комиссии столицы (ГЗК), которая ведает вопросами строительства в городе. Материалы для заседаний ГЗК размещаются в ИАС УГД, что позволяет осуществить детальную проработку и всесторонний анализ градостроительных решений, в том числе вопросов сроков, этапов реализации и финансирования, затрат, и сформировать обоснованную позицию представителей органов власти для последующего коллегиального обсуждения, по итогам которого принимается решение об одобрении проекта планировки. Таким образом, подготовка и реализация проектов планировки территорий осуществляется более оперативно, а детальная проработка проекта на ранних стадиях его реализации повышает качество конечного продукта.

Информационно-­аналитический модуль, интегрированный в ИАС УГД, был создан, например, для управления реорганизации территории бывшего Завода им. Лихачева (ЗИЛ). Реорганизация промзоны ЗИЛ — один из крупнейших столичных проектов. Через 10 лет территория завода превратится в огромный жилой комплекс с зелеными оазисами, производственным и и торгово­развлекательными зонами. На территории сдадут 4,5 млн кв.м недвижимости, жить там будут порядка 70 тыс. человек, а рабочими местами обеспечат 55 тыс. работников. Планируется построить семь школ и 21 детский сад. Жилая зона займет чуть более четверти застройки полуострова, также предусмотрено создание рекреационных зон, развитие транспортных артерий, в том числе двух пешеходных мостов через Москву­реку, а центром притяжения на обновленной территории станет спортивно­-развлекательный квартал «Парк Легенд».

Сегодня, помимо проекта промзоны ЗИЛ, подобные информационные ресурсы, с использованием которых будет обеспечена автоматизация процессов управления проектами застройки и развития территорий, планируется создать для реновации других промзон, а также территорий, примыкающих к Московской кольцевой железной дороге, Москве-­реке, 6-­й Радиальной улице и др.

Технологической новинкой в проектировании зданий и сооружений, которая давно зарекомендовала себя во всем мире, а с недавних пор применяется и в России, стала технология информационного моделирования сооружений (Building Information Modeling), или BIM­моделировани я. Она является одним из наиболее интересных нововведений нашего времени — программа создает трехмерную модель будущего сооружения, позволяющую прорабатывать различные аспекты проекта (стоимость, энергоэффективно сть, сроки строительства и даже эксплуатацию или снос здания). На едином информационном ресурсе аккумулируется деятельность всех участников создания объекта — заказчика, архитектора, инженера, конструктора, экспертов, планировщиков и т.д., а оперативный обмен информацией позволяет разрабатывать проект в кратчайшие сроки. Что немаловажно, благодаря применению BIM­технологии удается избежать разночтений и несоответствий в проекте, что оказывает благотворное влияние на скорость согласования и выполнения строительных работ, делает проект более качественным, а также позволяет снизить его конечную стоимость.

По словам председателя Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертизы) Валерия Леонова, BIM­технологии помогают снизить сроки проведения экспертизы: «Обычно экспертиза объекта занимает от месяца до двух, и это при том, что все документы оформляются и выдаются в электронном виде. А когда документы подавали в бумажном виде, то у специалистов уходило до 10 дней только на их проверку. За счет использования BIM­технологии сроки проведения экспертизы могут быть существенно сокращены», — отмечает он.

В списке первых российских объектов, при создании которых использовалось BIM­моделирование, — проект реконструкции Большой спортивной арены «Лужники», которая осуществляется в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Инновационная технология позволила создать объемную 3D­модель стадиона, а также единую информационную базу комплекса. В ходе проектирования эта база наполняется тысячами деталей: начиная от типа отделочных материалов и заканчивая сложными техническими особенностями. «Архитектор, инженер, заказчик имеют возможность единообразно представлять реализуемые решения в ходе моделирования, построения деталей модели, что дает возможность быстрее выявлять сложности, возникающие в ходе проектирования, и принимать оптимальные решения», — отмечает глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Двигатель прогресса

Чем меньше процедур необходимо для получения разрешения на строительство, чем понятнее и проще алгоритм взаимодействия с инстанциями (в том числе электронное взаимодействие), тем быстрее реализуются градостроительны е проекты в городе. И выгоду от этого получают не только застройщики, которые могут минимизировать свои затраты на подготовительную работу и больше средств вкладывать в сами проекты, но и столичные власти, от которых требуется меньше трудозатрат на обработку запросов. Кроме того, быстрее строятся и объекты, возводимые за бюджетные средства.

Но главное — в этой ситуации выигрывают рядовые граждане, жители Москвы, которые в более короткие сроки получают новые квартиры, школы и детские сады, спортивные сооружения, объекты культуры, транспортные сооружения, а также новые общественно­разв лекательные пространства.

В Стройкомплексе Москвы отмечают: сроки строительства объектов за последние пять лет сокращены в 1,5­2 раза, стоимость строительства метро и дорог снижена на 25­30%, а сумма экономии за 5 лет по итогам экспертизы превы сила 400 млрд рублей, что составляет полноценный годовой лимит финансирования Адресной инвестиционной программы Москвы.

«Градостроительная политика направлена на то, чтобы в нужном месте появлялись нужные для полноценного и всестороннего развития столицы объекты», — напоминает руководитель Стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин. Поэтому, продолжая работу над сокращением административных барьеров в строительстве, Москва формирует серьезный задел для дальнейшего развития города, обеспечения комфортных условий для жизни каждого москвича.

Источник: Инженерные сооружения

 

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...