Барьеры становятся ниже

28.08.2017

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил около 1000 руководителей строительных компаний, работающих в Москве, с целью узнать их мнение об основных реформах программы снижения административных барьеров, которая реализуется в столице. По сравнению с аналогичным исследованием, проводимым год назад, отмечен рост информированности об изменениях в предоставлении госуслуг и прохождении процедур. Большинство строителей уверены, что все это позволит сократить стоимость и сроки строительства, а также положительно скажется на качестве и безопасности работ. Помимо прочего, ВЦИОМ выделил пять основных причин, которые мешают развитию отрасли, и административных барьеров среди них не оказалось.

ЗАСТРОЙЩИКИ ПОДДЕРЖАЛИ РЕФОРМУ

Подавляющее большинство московских застройщиков уверено, что реформа по снижению административных барьеров окажет позитивное влияние на строительную отрасль. Такие данные получил ВЦИОМ в ходе опроса тысячи руководителей компаний, работающих в столице. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, работа по сокращению административных барьеров особенно актуальна в связи со стартом масштабной программы реновации, которая предполагает самые высокие темпы жилищного строительства в городе за последние десятилетия. Это позволит возводить дома и объекты социальной инфраструктуры быстрее и без потери качества.

Согласны с главой стройкомплекса и руководители строительных компаний. «Около 80% опрошенных считают, что эти реформы приведут к снижению издержек и стоимости строительства», – сообщил генеральный директор Всероссийского центра исследования общественного мнения Валерий Федоров. По его словам, 49,2% опрошенных полагают, что административные реформы улучшат безопасность объектов, а 44,6% считают, что они повысят качество. 76,9% представителей строительных компаний уверены в сокращении сроков строительства благодаря переводу госуслуг в электронный вид и упрощению процедур оформления разрешительной документации. В прошлом году, когда проводилось аналогичное исследование, только 62% застройщиков были уверены, что реформы приведут к сокращению сроков работ, а 58% говорили о снижении себестоимости строительства. Также по сравнению с аналогичным исследованием 2016 года вырос процент информированных о том, что такие реформы ведутся, и существенно улучшились оценки полученного эффекта. В частности, ВЦИОМ изучал мнение строителей по восьми направлениям (рассматривались такие реформы, как перевод госуслуг в электронный вид, включение в состав ГПЗУ данных о сетях инженерно-технического обеспечения и техусловиях подключения к сетям, процедура постановки построенного объекта на кадастровый учет, сокращение срока регистрации права на объект строительства в Росреестре, принятие Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), перевод в электронный вид архива Геофонда Москвы, создание сводного плана подземных коммуникаций и сооружений). Более половины

специалистов строительной отрасли, принявших участие в опросе, отметили положительный эффект каждой из реализуемых реформ. Наиболее позитивные оценки связаны с переводом государственных услуг в строительной сфере в электронный вид (76,2% почувствовали от этого положительный эффект в работе, что на 30% больше, чем годом ранее).

Минимальная позитивная оценка проводимых реформ составила 54,8% (процедура постановки построенного объекта на кадастровый учет), что также является высоким показателем. О деятельности правительства Москвы в части снижения административных барьеров застройщики узнают: от коллег (почти 40%); на порталах органов госвласти (28%); из СМИ (25,4%). При этом есть два успешных нововведения, которые призваны информировать профессиональное сообщество о проводимых реформах: портал «Строим просто» и специальные обучающие семинары «Работа над ошибками», проводимые на регулярной основе Департаментом градостроительной политики Москвы совместно с Агентством стратегических инициатив. Те руководители компаний, которые посещают семинары и пользуются порталом, очень высоко оценивают их эффективность – на уровне 70–80%.

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ОТРАСЛИ

Согласно данным ВЦИОМ, строители перестали воспринимать административные барьеры как основную проблему в ведении бизнеса.По словам Валерия Федорова, почти 30% представителей профессионального сообщества недовольны монополизацией рынка строительных услуг, тем, что у небольших игроков мало возможностей; 28% обеспокоены экономической ситуацией; 26,3% отметили, что рынку мешает недобросовестная конкуренция; 25,4% ощущают недостаток заказов, а 19,5% обеспокоены ростом себестоимости. Административные барьеры не вошли в топ причин, мешающих развиваться отрасли. Впрочем, и год назад эту причину указывало лишь около 5% опрошенных.

Сегодня основные проблемы, с которыми сталкиваются застройщики при реализации проектов, – это вопросы, касающиеся деятельности ресурсоснабжающих организаций: подача одних и тех же документов в МОЭК и в кадастр; дублирование документов в согласовании внешних инженерных сетей; повторное согласование с балансодержателями инженерных коммуникаций и др. По словам руководителя Департамента градостроительной политики Сергея Левкина, реформы в административной сфере продолжатся.

Он пояснил, что сетевые организации не являются государственными, их деятельность не прозрачна и не существует единого регламента предоставления услуг. Поэтому, реагируя на запросы застройщиков и для дальнейшего снижения административных барьеров, столичные власти поставили задачу – навести порядок в этой сфере. Правительство РФ вместе с Минстроем инициативу поддержало. На данный момент разработана дорожная карта по решению проблемы. «Мы планируем, что в 2017–2018 годах основные работы закончим, сделаем процедуры по техприсоединению понятными и унифицированными, а у инвесторов появится еще один инструмент», – сообщил Левкин.

Также, по его словам, для удобства застройщиков разработано несколько сервисов, которые позволяют в электронном виде получить ответы на основные вопросы, касающиеся их взаимодействия с органами власти. Например, «Калькулятор процедур», доступный на сайте «Строим просто» и презентованный в прошлом году на Московском урбанистическом форуме. «Этот инструмент представляет собой информационный модуль, который позволяет любому застройщику, будь то частное лицо или девелопер, на самом начальном этапе строительства узнать, сколько он потратит времени на все необходимые процедуры, куда нужно обращаться, сколько это будет стоить, а также получить информацию, что может быть построено на земельном участке, который находится у него в собственности», – рассказал Сергей Левкин.

Также он отметил, что в личном кабинете застройщика на портале mos.ru доступна «База знаний» – это выверенные регламентированные ответы на основные вопросы, возникающие у строителей по шести направлениям деятельности стройкомплекса, в том числе и по программе реновации. На данный момент база состоит из примерно

600 пунктов и постоянно пополняется. Еще один сервис – «Путеводитель по процедурам» на портале «Строим просто» – поможет разобраться во всех видах госуслуг в строительстве, предоставляемых в электронном виде: какие документы необходимы, каковы сроки прохождения процедур, куда необходимо обращаться и т. д.

В ГПЗУ ДОБАВИЛИ СЕТЕЙ

При этом уже в 2017 году перечень предоставляемых услуг расширится. Ряд изменений претерпело оказание уже существующих услуг. Изменения коснулись прежде всего выдачи ГПЗУ. По словам заместителя председателя Мосгосархитектуры Андрея Сухова, это связано с нововведениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, с утверждением новой формы ГПЗУ, которую разработало Министерство строительства РФ, и со вступлением в силу Правил землепользования и застройки города Москвы. Если раньше сдавать документы на получение Градостроительного плана земельного участка можно было как в бумажном виде, так и в электронном, то с 1 июля 2017 года услуга предоставляется по запросам исключительно в электронном виде. Получить же ГПЗУ, как и прежде, застройщики могут по желанию – в электронном или в бумажном виде. Кроме того, ГПЗУ перестал быть документацией по планировке территории и фактически стал выпиской из установленных законодательством источников, в том числе из ПЗЗ, поскольку передает ровно те параметры, которые в них указаны.

С 1 июля ГПЗУ включает данные по техническим условиям подключения к коммуникациям. До этого были доступны только две опции: приложение, содержащее информацию о расположенных в границах земельного участка инженерных сетях и о выданных предварительных технических условиях на водоснабжение и водоотведение. Теперь в документ добавилась аналогичная информация от других ресурсоснабжающих организаций: ПАО «МОЭСК», АО «ОЭК», ПАО «МОЭК», АО «Мосгаз», АО «Мосводоканал», ГУП МО «Мособлгаз» (в части объектов, расположенных на присоединенных территориях). «Зная коридоры прохождения сетей, можно понять, какой участок свободен от обременений, где можно строиться, а где строительство повлечет за собой перекладку коммуникаций и дополнительные затраты в рамках реализации проекта», – отметил Андрей Сухов. По словам директора по развитию ГК «Гранель» Андрея Цвета, часто бывает так, что застройщикам приходится «тянуть коммуникации за несколько километров, притом что рядом есть действующая точка, о которой им не сообщили».

Президент группы ПСН Максим Гасиев рассказал, что сегодня процедура по подключению объекта к инженерным сетям занимает долгое время и сложность ее прохождения индивидуальна для каждого проекта. Предоставление же данных по подключению ко всем инженерным сетям в ГПЗУ поможет как на этапе покупки площадки под застройку, так и на этапе ее реализации. «Это поможет и в скорости, и в стоимости. Потому что мы сможем заранее планировать свою работу, прогнозировать расходы и сумеем сэкономить время, чтобы эти технические условия получать», – сказал Максим Гасиев.

В прошлом году Мосгосархитектурой был сформирован Сводный план подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Это ресурс, который формируется на основании данных по принятой проектной документации, архивной информации и контрольной геодезической съемки Мосгоргеотреста. Для создания Сводного плана было оцифровано более 300 тысяч документов, описывающих подземное пространство Москвы начиная с 1944 года. Сейчас Мосгосархитектура активно прорабатывает регламент услуги по предоставлению информации из этого информационного ресурса.

Получить же заключение о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве, по словам Марата Хуснуллина, с 20 августа застройщики смогут только через Интернет. «Пока эта госуслуга предоставляется и в бумажном виде. С переводом ее только в электронный вид упростится процедура получения и регистрации запроса, обработки и выдачи заключения», – рассказал глава стройкомплекса. Заключение от ГУП «Мосгоргеотрест» будет выдаваться в течение 10 рабочих дней.

Источник: журнал «Все о мире строительства»

0
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...